город Москва |
|
16 февраля 2024 г. |
Дело N А41-8668/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Развитие": Зайцева С.Г. (дов. N 1-АС от 20.01.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Щёлково Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 13 февраля 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Щёлково Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2023 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2023 г.,
по делу N А41-8668/23
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Развитие"
к Администрации городского округа Щелково Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Развитие" (далее - ООО "Развитие", общество, заявитель) является собственником нежилого здания с кадастровым номером 50:14:0010403:1251, площадью 1 085,7 кв.м, местоположением: Московская область, городской округ Щелково, вдоль автодороги "Фряново-Ботово", с наименованием: "склад с возможностью экспонирования и реализации строительных материалов".
В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:14:0010403:866, площадью 5005+/-25 кв.м, арендует ООО "Развитие". Указанный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для размещения (строительства) магазина строительных материалов, для иных видов жилой застройки.
В августе 2022 года ООО "Развитие" обратилось в Администрацию городского округа Щелково Московской области (далее - Администрация) с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:14:0010403:866, находящегося по адресу: Московская область, городской округ Щелково, вдоль автодороги "Фряново-Ботово".
Решением от 24 ноября 2022 г. N Р001-8032916218-65864541 "Об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" Администрация отказала в предоставлении государственной услуги. Отказ мотивирован следующим: согласно заявлению в границах испрашиваемого земельного участка расположено здание с кадастровым номером 50:14:0010403:1251. При этом согласно общедоступным сведениям публичной кадастровой карты Росреестра, граница земельного участка частично пересекает указанное здание; испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:14:0010403:866 был предоставлен на праве аренды с видом разрешенного использования "размещение (строительство) магазина строительных материалов" по договору аренды земельного участка от 18 июня 2013 г. N 04-159/13. Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09 ноября 2022 г. N КУВИ-001/2022-197776285 в пределах испрашиваемого земельного участка расположено здание с кадастровым номером 50:14:0010403:1251 с наименованием "склад с возможностью экспонирования и реализации строительных материалов". При осмотре земельного участка усматривается, что на указанном здании размещено объявление о сдаче его в аренду, центральные двери здания закрыты. На земельном участке также расположены временные вагончики, в которых производится торговля автомобильными шинами, дисками, аккумуляторами, комбикормом, строительными материалами. Учитывая изложенное, установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию, что в соответствии с пунктом 13.2.16. Административного регламента предоставления государственной услуги, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Дополнительно указано на то, что Администрация городского округа Щелково рекомендует привести в соответствие фактическое использование здания с кадастровым номером 50:14:0010403:1251, принадлежащего заявителю на праве собственности, с его наименованием (склад с возможностью экспонирования и реализации строительных материалов) и использовать земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования "Размещение (строительство) магазина строительных материалов".
Считая свои права нарушенными, ООО "Развитие" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным указанного решения и обязании в установленные законом сроки направить заявителю договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:14:0010403:866.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2023 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2023 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от 24 ноября 2022 г. N N Р001-8032916218-65864541 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в выкупе земельного участка общей площадью 5 005 кв.м, кадастровый номер 50:14:0010403:866, находящегося по адресу: Московская область, городской округ Щелково, вдоль автодороги "Фряново-Ботово", разрешенное использование: "размещение (строительство) магазина строительных материалов", категория земель: "земли населенных пунктов". Суд обязал Администрацию осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 50:14:0010403:866, находящегося по адресу: Московская область, городской округ Щелково, вдоль автодороги "Фряново-Ботово", разрешенное использование: "размещение (строительство) магазина строительных материалов", категория земель: "земли населенных пунктов", в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания в адрес ООО "Развитие" (ИНН 5050110897). Разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на то, что спорный земельный участок не используется в соответствии с установленным видом разрешенного использования - "размещение (строительство) магазина строительных материалов", заявителем не были представлены доказательства, обосновывающие площадь испрашиваемого земельного участка, судом не исследовался вопрос о соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади объекта, расположенного на нем.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Развитие" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Развитие" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Развитие", суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку доказательств того, что принадлежащее на праве собственности заявителю здание используется не по целевому назначению, либо его использование влияет на установленный вид разрешенного использования земельного участка, который не соответствует его фактическому использованию, в материалы дела не представлено; приведенные в отказе доводы Администрации не являются основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Суды отклонили довод администрации о том, что по сведениям публичной кадастровой карты Росреестра граница земельного участка частично пересекает здание с кадастровым номером 50:14:0010403:1251.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительным правом на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу приведенных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Предоставление права собственности на земельный участок, находящийся в публичной собственности, без проведения торгов лицу, имеющему в собственности здание (сооружение), возведенное на данном участке, вызвано необходимостью обслуживания и использования такого строения по назначению.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06 марта 2017 г. N 305-КГ16-16409, при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.
Предоставление в собственность публичного земельного участка, занятого объектом, для строительства которого участок не предоставлялся, или площадь которого значительно превышает площадь недвижимости с учетом цели ее эксплуатации, может свидетельствовать о выкупе участка в обход установленной законом процедуры приватизации (статья 217 ГК РФ и статья 39.20 ЗК РФ) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 302-ЭС21-14414).
Как установлено судами, заявитель обратился в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка площадью 5 005 кв.м, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности площадью 1 085,7 кв.м.
Суд обязал Администрацию осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 50:14:0010403:866, находящегося по адресу: Московская область, городской округ Щелково, вдоль автодороги "Фряново-Ботово", разрешенное использование: "размещение (строительство) магазина строительных материалов", категория земель: "земли населенных пунктов", в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания в адрес ООО "Развитие".
При этом в судебных актах не приведены выводы о соразмерности земельного участка расположенному на нем объекту недвижимости, в то время как Администрация указывает на то, что площадь земельного участка явно превышает площадь расположенного на данном земельном участке объекта недвижимости.
Судами не учтено, что по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 04-159/13 от 18 июня 2013 г., земельный участок с кадастровым номером 50:14:0010403:866 предоставлен для размещения (строительства) магазина строительных материалов, под эксплуатацию склада площадью 1 085,7 кв.м земельный участок не формировался.
Бремя доказывания предоставления земельного участка под объектом с представлением доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимого имущества, лежит на собственнике объекта недвижимости.
Отклоняя доводы Администрации о том, что граница земельного участка частично пересекает здание с кадастровым номером 50:14:0010403:1251, суды указали, что с северной стороны у здания есть навес, который выходит за границы земельного участка на 1,2 м, который не является объектом недвижимости.
При этом судами не выяснено, является навес здания его конструктивным элементом.
Суды приняли во внимание заключение кадастрового инженера от 28 декабря 2022 г., в котором указано, что с северной стороны у здания есть навес, который выходит за границы земельного участка на 1,2 м, который не является объектом недвижимости и не препятствует оформлению здания с последующем его выкупом, площадь здания по фундаменту составляет 1 362 кв.м, это 27,2 % от площади земельного участка, однако оно не содержит каких-либо обоснований ни по соразмерности площади земельного участка площади, расположенного на нем объекта недвижимости, ни по навесу, позволяющего его рассматриваться отдельно от склада площадью 1 085,7 кв.м.
Поскольку допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, суд кассационной инстанции, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2023 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2023 г. по делу N А41-8668/23 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06 марта 2017 г. N 305-КГ16-16409, при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.
Предоставление в собственность публичного земельного участка, занятого объектом, для строительства которого участок не предоставлялся, или площадь которого значительно превышает площадь недвижимости с учетом цели ее эксплуатации, может свидетельствовать о выкупе участка в обход установленной законом процедуры приватизации (статья 217 ГК РФ и статья 39.20 ЗК РФ) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 302-ЭС21-14414)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2024 г. N Ф05-34899/23 по делу N А41-8668/2023
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-22040/2024
07.10.2024 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-8668/2023
16.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34899/2023
11.09.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14674/2023
02.06.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-8668/2023