г. Москва |
|
16 февраля 2024 г. |
Дело N А40-85020/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 16.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Агроторг": не явился, извещён;
от Управы района Орехово-Борисово Южное города Москвы: не явился, извещён;
рассмотрев 13.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Управы района Орехово-Борисово Южное города Москвы,
на решение от 18.09.2023 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 05.12.2023 Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-85020/2023
по заявлению ООО "Агроторг"
к Управе района Орехово-Борисово Южное города Москвы
о признании недействительным решения, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агроторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управы района Орехово-Борисово Северное города Москвы (далее - управа) от 12.01.2023 N ОЮ-16-11/3 об отказе в предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета города Москвы, об обязании управы в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о выплате единовременной компенсации в форме гранта для осуществления компенсации административных штрафов N 5-20.6.1-2530/2020, N 5-20.6.1-2205/2020, N 5-20.6.1-2204/2020, N 5-20.6.1-3073/2020 согласно постановлению Правительства Москвы от 24.05.2022 N 921-ПП.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управа просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
От управы поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя управы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В приобщении к материалам дела поступившего от общества отзыва на кассационную жалобу судебной коллегией отказано в связи с нарушением положений статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при его подаче.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что 29.12.2022 общество обратилось в управу с заявлением о предоставлении компенсации в форме гранта на основании постановления Правительства Москвы от 24 мая 2022 года N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций" (далее - Постановление N 921-ПП).
Компенсации подлежал административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ (дело N 5-20.6.1-2530/2020, дело N 5-20.6.1-2205/2020, дело N 5-20.6.1-2204/2020, дело N 5-20.6.1-3073/2021).
Подтверждением подачи вышеуказанного заявления является расписка в получении запроса и иных документов (информации) от общества рег. N 2426057-2022 от 29.12.2022, выданная МФЦ районов Богородское и Метрогородок.
Управа 12.01.2023 вынесла решение об итогах рассмотрения заявления на предоставление единовременной компенсации в форме гранта в виде презентации в формате Power Point (далее - решение), которое поступило на почту заявителя 17.01.2023. Согласно решению, обществу было отказано в предоставлении единовременной компенсации в форме гранта на основании пункта 12.1 (обращение лица, не имеющего права на предоставление компенсационной выплаты), без ссылки на конкретный документ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Постановлением N 921-ПП, предусмотрена возможность получения юридическими лицами компенсаций штрафов, назначенных за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2.3 Постановления N 921 компенсация в форме гранта предоставляется в заявительном порядке при обращении в многофункциональный центр предоставления государственных услуг.
Правом на получение мер поддержки обладают лица, поименованные в пункте 2.1 Постановления N 921 за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2.2 - 2.2.4 Постановления N 921.
Общество, как лицо уплатившее административные штрафы, назначенные за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, имеет право на получение дополнительной меры поддержки. Несоответствие требованиям, установленным в Постановлении N 921, уведомление Управы об отказе в предоставлении гранта не содержит.
Порядок предоставления мер поддержки регламентирован совместным приказом от 26.05.2022 N 30/22/61-02-212/22/пр-95/22/210 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций" (далее - Совместный приказ).
Согласно пункту 2.2 приложения N 1 к Совместному приказу компенсации не назначаются и не выплачиваются:
- иностранным юридическим лицам;
- российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
- российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых участвуют иностранные юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
Положения Совместного приказа, для целей принятия решений о назначении и выплаты компенсаций, не предъявляют каких-либо требований к выгодоприобретателям акционеров заявителя. Совместный приказ предъявляет квалифицированные требования исключительно к владельцам акций в уставном капитале заявителя.
В соответствии с пунктом 9.2 приложения 1 к Совместному приказу, работник МФЦ при подаче заявления обеспечивает при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления, передачу в течение трех рабочих дней заявления и документов на бумажном носителе в орган исполнительной власти города Москвы или государственное казенное учреждение города Москвы в соответствии с наименованием органа исполнительной власти города Москвы или государственного казенного учреждения города Москвы, указанным в решении суда либо постановлении о назначении административного штрафа.
Перечень документов, наряду с заявлением, подлежащих предоставлению в уполномоченный орган, для целей предоставления компенсации, перечислен в пунктах 5.1 - 5.8 приложения 1 к Совместному приказу. Указанный перечень, согласно тексту приказа (пункт 5.8), носит исчерпывающий характер.
Судами установлено, что общество при обращении с соответствующим заявлением предоставило полный пакет документов, установленный пунктами 5.1 - 5.8 приложения N 1 к совместному приказу, что подтверждается распиской МФЦ.
При приеме документов работник МФЦ проверил их достоверность и соответствие перечню, установленному п. 5 приложения N 1 к совместному приказу, и не выявил отсутствия каких-либо документов.
Оспариваемое уведомление управы об отказе в предоставлении гранта не содержит ссылок на то, что документы, представленные заявителем, не соответствуют требованиям, установленным в Постановлении N 921.
Суды указали, что отказывая в предоставлении гранта, управа приводит доводы о том, что общество не соответствует требованиям Постановления N 921, поскольку учредителями общества являются ООО "Корпоративный центр икс 5" (ИНН 7728632689), учредителями которого являются ООО "Альтэкс" (страна происхождения Россия, доля в уставном капитале 0,0062%), Компания с ограниченной ответственностью Спик Глобал Лимитед (SPEAK GLOBAL LIMITED) (страна происхождения Кипр, доля в уставном капитале 0,0000%), а также Компания Икс 5 ритейл групп н.в (X5 RETAIL GROUP N.V) (страна происхождения Нидерланды, доля в уставном капитале 99,99379%).
Однако, делая указанные выводы, суды отметили, что управа осуществляет подмену понятий "участие лица в организации" и "участие в уставном (складочном) капитале организации" Данные понятия не являются тождественными, имеют разное юридическое значение и используются в разных сферах правоотношений.
Понятие уставного капитала и порядок определения доли в уставном капитале общества закреплены в ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В соответствии с п. 1 ст. 14 указанного закона, уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
Информация об участии в уставном (складочном) капитале общества содержится в Едином государственном реестре юридических лиц.
Суды отметили, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, общество является российским юридическим лицом, созданным согласно законодательству Российской Федерации. Единственным участником в уставном капитале общества является ООО "Корпоративный центр икс 5", созданное на территории Российской Федерации, согласно законодательству Российской Федерации, местонахождение данного Общества также находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства подтверждают наличие права общества на получение дополнительной меры поддержки в форме единовременной компенсации, поскольку заявитель не имеет в своем уставном капитале доли участия иностранных юридических лиц. Иных нарушений или препятствий в получении компенсации не установлено.
При этом нормы налогового законодательства, на которые ссылается управа в обоснование законности оспариваемого отказа, к отношениям, регулируемым Постановлением N 921 и Совместным приказом, не применимы.
Принимая во внимание изложенное, отказ управы в предоставлении компенсации в форме гранта не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Учитывая изложенное суды пришли к выводу, что решение управы об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта, принятое в соответствии с распоряжением от 12.01.2023 N ОС-16-12/23 является незаконным, нарушает права и законные интересы общества.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А40-85020/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Понятие уставного капитала и порядок определения доли в уставном капитале общества закреплены в ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2024 г. N Ф05-36036/23 по делу N А40-85020/2023