г. Москва |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А40-107784/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Поместье": не явился, извещён;
от Московско-Окского ТУ Росрыболовства: не явился, извещён;
рассмотрев 15.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Московско-Окского ТУ Росрыболовства
на решение от 05.09.2023 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 16.11.2023 Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-107784/2023
по заявлению ООО "Поместье"
к Московско-Окскому ТУ Росрыболовства,
о признании незаконным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Поместье" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московско-Окскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - ответчик, заинтересованное лицо) о признании незаконными уведомлений от 14.11.2022 N МОКТУ-Исх/5468, от 14.11.2022 N МОКТУ-Исх/5469 и от 14.11.2022 N МОКТУ-Исх/5470.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что между Московско-Окским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и ООО "Поместье" 25.12.2015 были заключены договоры пользования рыбоводным участком N N : 139-62/2015, 140-62/2015, 141-62/2015.
26.10.2022 в отношении ООО "Поместье" была проведена плановая проверка соблюдения условий договоров пользования рыбоводными участками на основании плана-графика на 2022 год, утвержденного руководителем Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
По результатам проведенной плановой проверки в отношении ООО "Поместье" составлено три акта проверки от 26.10.2022 соблюдения условий договоров пользования рыбоводным участком.
По результатам проведенной плановой проверки генеральному директору ООО "Поместье" 13.02.2023 вручено три уведомления о расторжении договоров пользования рыбоводными участками в одностороннем порядке в связи с фактическим неосуществлением пользователем в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком.
Полагая, что нарушены права ООО "Поместье" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку расторжение в одностороннем порядке договоров пользования рыбоводными участками ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, нарушены положения законодательства, общество обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) по договору пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (договор пользования рыбоводным участком), собственник этого участка обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона) во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что вправе была рассчитывать.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 148-ФЗ договор пользования рыбоводным участком подлежит досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию собственника рыбоводного участка в случае использования рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов или неосуществления рыбоводным хозяйством в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности.
Согласно данной норме расторжение договора предусмотрено в соответствии с гражданским законодательством.
Аналогичные условия согласованы сторонами в пункте 5.4 договора пользования рыбоводным участком договоров от 25.12.2015 N N : 139-62/2015, 140-62/2015, 141- 62/2015.
В соответствии с пунктом 5.5.29 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" обязанность по организации установления факта неосуществления деятельности на рыбоводном участке в течение двух лет подряд возложена на федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.
Суды пришли к выводу, что в силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 148-ФЗ, пункта 5.4 договоров от 25.12.2015 NN 139-62/2015, 140-62/2015, 141-62/2015 Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству имеет право на досрочное расторжение договора пользования рыбоводным участком при наличии совокупности следующих условий: факт неосуществления пользователем предусмотренной договором деятельности установлен уполномоченным органом и с момента выявления такого факта должно пройти два года, в течение которых пользователь (ООО "Поместье") на переданном ему участке не осуществлял деятельность, указанную в договоре (то есть не устранил допущенные нарушения).
Суды установили, что в рассматриваемом случае моментом установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности - является момент составления должностными лицами отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Рязанской области актов проверки 26.10.2022.
В силу пункта 5.5.29 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 обязанность по организации установления факта неосуществления деятельности на рыбоводном участке в течение двух лет подряд возложена на федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.
Первые акты обследования рыбоводного участка, которыми установлено неосуществление обществом деятельности, предусмотренной договорами пользования рыбоводным участком от 25.12.2015 N N 139-62/2015, 140-62/2015, 141-62/2015, составлены только 26.10.2022.
Ранее соответствующая проверка деятельности ООО "Поместье" на предоставленных обществу рыбоводных участках уполномоченным органом не осуществлялась.
Суды пришли к выводу, что поскольку первые акты обследования рыбоводного участка, которыми установлено неосуществление обществом деятельности, предусмотренной договорами пользования рыбоводным участком от 25.12.2015 N N 139-62/2015, 140-62/2015, 141-62/2015, составлены только 26.10.2022, двухлетний срок, предусмотренный ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 148-ФЗ, пунктом 5.4 договоров пользования рыбоводным участком от 25.12.2015 NN 139-62/2015, 140-62/2015, 141- 62/2015, не истек, в связи с чем отсутствуют основания для досрочного расторжения договоров пользования рыбоводным участком от 25.12.2015 NN 139-62/2015, 140-62/2015, 141-62/2015.
Односторонний отказ (по уведомлениям от 14.11.2022) Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от договоров пользования рыбоводным участком от 25.12.2015 N N 139-62/2015, 140-62/2015, 141- 62/201 заявлен до истечения двух лет с момента установления факта неосуществления аквакультуры (рыбоводства) на рыбоводном участке, что не соответствует закону и условиям договоров пользования рыбоводным участком от 25.12.2015 NN 139-62/2015, 140-62/2015, 141-62/2015.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу, что действия Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, направленные на одностороннее расторжение договоров, выраженные в уведомлениях от 14.11.2022 N N МОКТУ-Исх/5468, МОКТУ-Исх/5469, МОКТУ-Исх/5470, не соответствуют Федеральному закону N 148-ФЗ, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суды также отметили, что согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Закона о государственном контроле, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий.
Реализуя предоставленные федеральным законом полномочия, Правительство Российской Федерации издало постановление от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
Согласно пункту 1 Постановления N 336 в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом о государственном контроле и Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 Постановления N 336.
Особенности проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены в пункте 3 Постановления.
Так, в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Судами не установлено оснований, установленных в пунктах 2 и 3 Постановления N 336 для проведения в отношении общества проверки.
Кроме того, пунктом 5 Постановления N 336 установлено, что в отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, дата начала которых наступает после вступления в силу настоящего постановления и проведение которых не допускается в соответствии с настоящим постановлением, контрольным (надзорным) органом, органом контроля принимается единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Постановление N 336 вступило в силу со дня его официального опубликования - 10.03.2022.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А40-107784/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 февраля 2024 г. N Ф05-190/24 по делу N А40-107784/2023
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2025 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78703/2024
19.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-190/2024
16.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72206/2023
05.09.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-107784/2023