город Москва |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А41-29492/23 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2023 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 г.,
по делу N А41-29492/23
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Ступино Московской области
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 27 марта 2023 г. N 08 Об-10660-32-12-2023,
УСТАНОВИЛ: муниципальное унитарное предприятие "Производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Ступино Московской области (далее - МУП "ПТО ЖКХ", предприятие, заявитель) является ресурсоснабжающей организацией по водоснабжению, отоплению в жилом многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Бахарева, д. 15.
В период с 16 марта 2023 г. по 23 марта 2023 г. сотрудниками Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) на основании решения от 15 марта 2023 г. N КНМ50231185000005377905 в отношении МУП "ПТО ЖКХ" проведена внеплановая документарная проверка по вопросу установки общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД, расположенного по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Бахарева, д. 15.
По результатам проверки составлен акт документарной проверки от 15 марта 2023 г. N КНМ50231185000005377905, из которого следует, что многоквартирный дом N 15 по ул. Бахарева не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. В соответствии с актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета установлено наличие технической возможности установки прибора учета тепловой энергии. МУП "ПТО ЖКХ" г.о. Ступино является ресурсоснабжающей организацией по водоснабжению, отоплению в жилом многоквартирном доме N 15 по вышеуказанному адресу. При наличии технической возможности по настоящее время не произведена установка общедомового прибора учета потребленной тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Бахарева, д. 15.
На основании полученных данных 17 марта 2023 г. Госжилинспекцией Московской области в отношении МУП "ПТО ЖКХ" был составлен протокол об административном правонарушении N 08 ОБ-10660-32-12-2023.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 08 Об-10660-32-12-2023 от 27 марта 2023 г. МУП "ПТО ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, МУП "ПТО ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2023 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Госжилинспекция Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на то, что материалы административного дела были представлены с отзывом на заявление. Приведены доводы о несогласии с выводом судов об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, поскольку протокол внеочередного собрания собственников МКД от 30 декабря 2021 г. N 5Э/2021 не представлялся должностному лицу Госжилинспекции Московской области, не был размещен в ГИС ЖКХ. Также указано на то, что поскольку тепловые сети, имеющие непосредственное присоединение к инженерно-техническому оборудованию МКД, находятся на балансе и эксплуатационной ответственности у заявителя, то на последнем в силу прямого указания закона лежит обязанность по установке соответствующих приборов учета, в связи с чем именно МУП "ПТО ЖКХ" является надлежащим субъектом ответственности за непринятие должных мер по установке соответствующих приборов учета. Суды не учли, что соответствующая обязанность не может быть возложена на иные субъекты с учетом надлежащего технологического присоединения тепловых сетей энергоснабжающей организации к инженерно-техническому оборудованию многоквартирного дома.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "ПТО ЖКХ" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
К возражениям на кассационную жалобу приложены дополнительные доказательства, а именно: копия письма-запроса ООО "ЖКХ"; копия ответа МУП "ПТО ЖКХ"; технические условия, которые подлежат возврату заявителю, поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность суда кассационной инстанции собирать и исследовать доказательства по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 названной статьи до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2021 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Действия, связанные с необоснованным отказом или уклонением организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушением установленного порядка его заключения либо несоблюдением такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, за исключением приборов учета электрической энергии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдении обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также отказе от заключения или исполнения соответствующего договора.
Субъектом административного правонарушения являются организации, обязанные осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что на момент выявления правонарушения управляющая организация не являлась надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, поскольку согласно протоколу от 30 декабря 2021 г. N 5Э/2021 внеочередного общего собрания собственников МКД собственники решили за свой счет установить прибор учета тепловой энергии, согласовав стоимость расходов на его монтаж в размере 426 508 руб. и уполномочив управляющую компанию ООО "ЖКХ г.о. Ступино" на приобретение и выполнение работ по монтажу общедомового прибора учета тепловой энергии, в том числе с привлечением третьих лиц. ООО "ЖКХ г.о. Ступино" обязано в силу своих полномочий управляющей компании реализовать выше названное решение собственников МКД, что до настоящего времени не сделано. Со стороны управляющей компании обращения в адрес МУП "ПТО ЖКХ" о принятии участия в реализации решения собственников МКД об установке счетчика тепловой энергии в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции указал, что административный орган не представил в материалы дела протокол об административном правонарушении, а также иные доказательства совершения заявителем правонарушения, полученные в порядке, установленном КоАП РФ. В нарушение требований части 2 статьи 25.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствие представителя (законного представителя) предприятия при отсутствии в материалах дела доказательств его надлежащего извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Административный орган не представил никаких доказательств соблюдения процедуры привлечения предприятия к административной ответственности, а также относимых и допустимых доказательств совершения административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов в связи со следующим.
Определением Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2023 г. Госжилинспекции Московской области было предложено представить до 16 мая 2023 г. отзыв на заявление и административный материал по постановлению от 27 марта 2023 г. N 08 Об-10660-32-12-2023.
04 мая 2023 г. Госжилинспекцией Московской области был представлен отзыв на заявление.
Материалы административного дела представлены в качестве приложения к отзыву на заявление, направленного в суд в электронном виде, и содержат в том числе уведомление о составлении протокола от 16 марта 2023 г., протокол об административном правонарушении от 17 марта 2023 г., определение от 17 марта 2023 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
В этой связи признать обоснованными выводы суда апелляционной инстанции не представляется возможным.
При этом в решении суда первой инстанции каких-либо выводов относительно соблюдения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не содержится.
Делая выводы относительно решения собственников МКД и обязанностей управляющей компании, суд первой инстанции не учел, что ООО "ЖКХ г.о. Ступино" не привлечено к участию в деле.
Кроме того, судами не рассмотрены доводы Госжилинспекции Московской области о том, что поскольку тепловые сети, имеющие непосредственное присоединение к инженерно-техническому оборудованию МКД N 15, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Ступино, ул. Бахарева, находятся на балансе и эксплуатационной ответственности у заявителя, то на нем в силу прямого указания части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ лежит обязанность по установке соответствующих приборов учета, следовательно, осуществление снабжения или передача энергетических ресурсов не может лежать на управляющей организации ООО "ЖКХ г.о. Ступино", в связи с чем именно МУП "ПТО ЖКХ" является надлежащим субъектом ответственности за непринятие должных мер по установке соответствующих приборов учета.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем деле судами не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, и должным образом не оценены доводы сторон и представленные ими доказательства, в связи с чем обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Поскольку допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2023 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 г. по делу N А41-29492/23 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил предыдущие судебные акты, признав, что суды первой и апелляционной инстанций не учли важные обстоятельства дела, в том числе отсутствие надлежащего извещения о рассмотрении дела об административном правонарушении. Дело направлено на новое рассмотрение для установления всех обстоятельств и оценки доказательств, представленных сторонами.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2024 г. N Ф05-33162/23 по делу N А41-29492/2023