г. Москва |
|
22 февраля 2024 г. |
Дело N А40-11344/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 22.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Михайловой Анны Вячеславовны - Кокорина О.В. (представителя по доверенности от 29.12.2022),
от Комитета государственного строительного надзора города Москвы - Веприцкого М.А. (представителя по доверенности от 31.01.2024),
рассмотрев 13.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы
на решение от 21.04.2023
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 16.11.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-11344/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Михайловой Анны Вячеславовны
к Комитету государственного строительного надзора города Москвы
об оспаривании уведомления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Михайлова Анна Вячеславовна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету государственного строительного надзора города Москвы (далее - комитет), в котором просила:
- признать незаконным уведомление от 27.12.2022 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке N 09-УС-5527/22-(0)-1;
- обязать согласовать строительство объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, заявленными в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданном 21.12.2022.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе комитет просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель предпринимателя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Поступившие от комитета с кассационной жалобой копии дополнительных доказательств признаны не подлежащими приобщению к материалам дела ввиду отсутствия полномочий у суда кассационной инстанции полномочий по сбору доказательств: статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, предприниматель 21.12.2022 представил в комитет документы для уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 77:18:0190807:798, расположенного по адресу: г. Москва, п. Первомайское, д. Елизарово, ООО "Агро-Ресурс", категория земель: земли населенных пунктов, вид (виды) разрешенного использования: под жилищное строительство, площадь: 645 +/- 9 кв. м. С уведомлением также представлены: схема размещения объекта планируемого строительства на земельном участке; выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), подтверждающая право собственности предпринимателя на земельный участок.
По результатам рассмотрения поданных документов комитет направил предпринимателю уведомление от 27.12.2022 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке N 09-УС-5527/22-(0)-1.
Комитет указал на то, что вид разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства) не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:18:0190807:798 по адресу: г. Москва, пос. Первомайское, д. Елизарово, ООО "Агро-Ресурс", установленному Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП (далее - Правила землепользования и застройки г. Москвы, Правила).
Не согласившись, предприниматель оспорил это уведомление в судебном порядке.
Признавая подлежащим удовлетворению заявление предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у комитета оснований для отказа предпринимателю в согласовании уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Суды сочли, что объект соответствует как по параметрам, так и по виду разрешенного использования требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к объектам ИЖС.
При этом суды указали, что в соответствии с видом разрешенного использования в соответствии с разделом 1 выписки из ЕГРН от 27.12.2022 N 99/2022/513736804 земельный участок предназначен для жилищного строительства с видом разрешенного использования "под жилищное строительство". По мнению судов, земельный участок с кадастровым номером 77:18:0190807:798 должен иметь тот же самый вид разрешенного использования, что и земельный участок 77:18:0190807:800, так как оба земельных участка образованы из одного и того же земельного участка с кадастровым номером 77:18:0190807:92.
Суды установили, что в соответствии с поданным уведомлением объект ИЖС, который планирует построить предприниматель, имеет высоту 6,7 м. и два наземных этажа.
Между тем согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В силу пункта 1 части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:
- проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
- направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Случаи направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке перечислены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии направляется застройщику в случае если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Сходные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Уведомление о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или в уведомлении об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости (недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.07.2019 N 872-ПП (в частности, пункты 3.3.3.2, 3.3.3.3, 2.11.1.2.2).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 2 ГрК РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Частью 6 статьи 30 ГрК РФ установлено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
На основании части 3 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно части 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственникам земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Соответственно, требовалось рассмотреть доводы сторон по вопросу допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером: 77:18:0190807:798 исходя из требований градостроительных регламентов, принять во внимание правила землепользования и застройки, в части, относящейся к данному земельному участку с учетом его месторасположения.
По доводам комитета, согласно Правилам землепользования и застройки г. Москвы на земельном участке с кадастровым номером 77:18:0190807:809 недопустимо размещение объектов жилой застройки, объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов. Размещение объектов индивидуального жилищного строительства предусмотрено видами разрешенного использования земельного участка с кодами 2.1, 2.2, 13.2.
В силу пункта 3.4.3 Правил во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках в упомянутых зонах устанавливаются параметры расположенных на указанных земельных участках объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Как предусмотрено тем же пунктом Правил, в случае отсутствия в ЕГРН сведений о параметрах объектов капитального строительства, расположенных на конкретном земельном участке, для указанного земельного участка числовое значение индекса "Ф" является равным "нулю".
По доводам комитета, Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2022 N 1321-ПП были внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Москвы, в силу которых Правительство Москвы расширило виды разрешенного использования земельных участков ряда территориальных зон в которые, в том числе, вошел земельный участок предпринимателя.
В результате внесенных изменений в Правила землепользования и застройки Москвы вместо индекса "Ф", которым был отмечен земельный участок предпринимателя, появились такие виды разрешенного использования земельных участков, как: административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг (код 3.1.2), дома социального обслуживания (код 3.2.1), здравоохранение (код 3.4), образование и просвещение (код 3.5).
При этом в территориальной зоне, в которой расположен земельный участок предпринимателя, согласно правилам землепользования и застройки по-прежнему отсутствуют коды: 2.1, 2.2, 13.2, позволяющие осуществлять строительство объектов индивидуального жилищного строительства.
В связи с этим, по утверждению комитета, как до внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы, так и после строительство объектов ИЖС на земельном участке предпринимателя запрещалось и запрещается градостроительным законодательством Российской Федерации.
Поэтому с учетом внесенных изменений в Правила землепользования и застройки Москвы, по доводам комитета, на рассматриваемой территории допускается строительство административных зданий, торговых, спортивных центров, но не строительство объектов ИЖС.
При этом, как следует из судебных актов и заявленных доводов, по делу речь идет не об эксплуатации возведенного объекта, а о предстоящем его размещении (строительстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Между тем согласно тому же пункту статьи 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Суды первой и апелляционной инстанций приведенные доводы и утверждения не проверили, не установили обстоятельства по вопросу по допустимости строительства заявленного объекта исходя из требований градостроительных регламентов (Правил землепользования и застройки города Москвы).
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А40-11344/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решения нижестоящих инстанций, признав, что не были должным образом исследованы доводы о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Суд указал на необходимость всестороннего изучения доказательств и применения норм градостроительного законодательства при новом рассмотрении дела.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2024 г. N Ф05-21587/23 по делу N А40-11344/2023
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21587/2023
16.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70401/2023
21.09.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21587/2023
21.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-11344/2023