г. Москва |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А40-203287/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ООО "Мирида": Молодован В.М. по доверенности от 20.10.2023, удостоверению;
от Департамента культурного наследия города Москвы: Шальнова С.П. по доверенности от 28.12.2023, удостоверению;
от Правительства Москвы: Шальнова С.П. по доверенности от 13.11.2023, удостоверению;
от Департамента городского имущества города Москвы: не явился, извещён;
от Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина": Багаутдинов Т.А. по доверенности от 28.09.2023, паспорту;
рассмотрев 20.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Мирида"
на решение от 04.08.2023 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 30.10.2023 Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-203287/2022
по заявлению ООО "Мирида"
к Департаменту культурного наследия города Москвы, Правительству Москвы,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина",
о признании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мирида" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту культурного наследия города Москвы (далее - департамент), Правительству Москвы (далее - правительство) о признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в не подготовке заключения и не передаче на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Станция Московского метрополитена Горьковско-Замоскворецкой линии "Автозаводская" (до 1956 г. "Завод им. И.В. Сталина"), 1943 г. по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 11.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы (далее - ДГИ г. Москвы), Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - ГУП "Московкий метрополитен").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель департамента и правительства возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представитель ГУП "Московский метрополитен" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
От Департамента поступил отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы и дополнительные пояснения (приобщены к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что общество является арендатором земельного участка по адресу: 1-й Автозаводский проезд, вл. 3; вл. 3, стр. 2 (долгосрочный договор аренды от 14 июля 2005 г. N М-05-024942 и дополнительные соглашения от 11.11.2008 г. и от 7.11.2014 г.) для эксплуатации зданий под административные, торговые и складские цели.
Нежилые здания по адресу: 1-й Автозаводский проезд, д. 3; д. 3, стр. 2 оформлены в собственность общества (запись в ЕГРП от 30.04.2014 N 77-77-05/027/2014-715, 77-77-05/027/2014-716).
На участок в 2017 году оформлен градостроительный план земельного участка N RU77-126000-024169.
Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002003:4328 и нежилое здание общей площадью 999,1 кв. м по адресу: 1-й Автозаводский проезд, д. 3 расположены в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Станция Московского метрополитена Горьковско-Замоскворецкой линии "Автозаводская" (до 1956 г. "Завод им. И.В. Сталина"), 1943 г." (приказ Департамента культурного наследия города Москвы от 22 декабря 2016 г. N 1058; Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 95-ФЗ).
Указанный объект культурного наследия принят под государственную охрану постановлением Правительства Москвы от 25.04.2000 г. N 316.
Общество указывает, что неоднократно обращалось в департамент с просьбой рассмотреть проект зон охраны культурного наследия регионального значения "Станция Московского метрополитена Горьковско-Замоскворецкой линии "Автозаводская" (до 1956 г. "Завод им. И.В. Сталина"), 1943 г. по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 11", включая режимы использования земель, земельных участков и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия (далее - проект зон охраны), в том числе письмами от 23.10.2018 г. вх. N 16-09-3913/8, от 28.05.2019 г. вх. N 16-09-2406/09, от 30.08.2019 г. вх. N 16-09-2406/9-2, от 04.02.2020 г. вх. N 16-54-4/20, от 28.12.2020 г. вх. N 16-09-23941/20.
13.04.2020 на заседании рабочей группы ГЗК было принято решение о нецелесообразности передачи материалов на ГЗК, так как был разработан только Проект зон охраны без режимов использования земель и требованиям к градостроительным регламентам в отношении территории по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская д. 11, 1-ый Автозаводской проезд, вл. 3, вл. 3, стр. 2, а также не был одобрен предполагаемый к строительству на данном земельном участке административно-торговый центр без сохранения существующего здания.
Письмом от 31.08.2021 департамент в ответе в адрес общества сообщил, что Истец может за счет собственных средств разработать Проект зон охраны, включая режимы использования и градостроительного регламента.
Письмом от 27.07.2022 общество обратилось в департамент с проектом зон охраны, который включены режимы использования и градостроительного регламента.
Письмом от 19.08.2022 N ДКН-16-54-24/22 департамент уведомил общество, что согласно постановлению Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП вопросы разработки и одобрения проекта зон охраны объектов культурного наследия в г. Москве должны быть рассмотрены на заседании Градостроительной комиссии г. Москвы.
Общество считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии департамента в течение длительного времени (более четырех лет), выразившегося в не подготовке заключения и передаче на рассмотрение Градостроительной-земельной комиссии разработанного истцом за счет собственных средств проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Станция Московского метрополитена Горьковско-Замоскворецкой линии "Автозаводская" (до 1956 г. "Завод им. И.В. Сталина"), 1943 г. по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 11, включая режимы использования земель и земельных участков и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Суды указали, что заявленные обществом требования о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, Департамента культурного наследия города Москвы, выраженного в неустановлении границ зон охраны объекта культурного наследия по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 11 подлежат рассмотрению в порядке, установленном нормами главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Общество указывает, что в течение 4-х лет (с 2018 года) ведет переписку с государственными органами города Москвы, в том числе с Департаментом, по вопросу разработки и утверждения проекта зон охраны объекта культурного наследия по адресу: ул. Автозаводская, д. 11, в связи с чем суды пришли к выводу, что обществу задолго до подачи заявления в суд стало известно об обстоятельствах, которые, как утверждает общество, нарушают его права, в частности, из писем департамента от 26.01.2021 N ЛКН-16-09-23941/20, 31.08.2021 N ДКН-16-09-2827/21, а также из ранее полученных ответов.
Суды отметили, что заявление общества об оспаривании бездействия поступило в Арбитражный суд города Москвы только 20 сентября 2022 года (согласно штампу канцелярии суда), т.е. с пропуском процессуального срока на обжалование.
Суды пришли к выводу, что отсутствует незаконное бездействие Правительства Москвы, Департамента, которое не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Суды отклонили довод общества о том, что правовым актом Правительства Москвы в срок не более чем два года со дня включения такого объекта культурного наследия в реестр, но не позднее 1 января 2022 года, должны быть установлены зоны охраны объекта.
Согласно требованиям части 5 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со статьей 34.1 настоящего Федерального закона устанавливается защитная зона.
Указанная норма введена в действие Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу данного Федерального закона".
В соответствии с требованиями пункта 15 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены защитные зоны объектов культурного наследия, должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года (в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 455-ФЗ, от 30.12.2021 N 447-ФЗ).
Таким образом, поскольку судами установлено, что в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект включен до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ (приказ Министерства культуры РФ от 15 мая 2017 г.), подлежит применению положение, установленное в пункте 15 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
В связи с этим суды пришли к выводу, что нормы Федерального закона N 73-ФЗ Правительством Москвы не нарушены.
Суды отклонили довод общества о нарушении департаментом полномочий, выраженных в не подготовке заключения по проекту зон охраны объекта культурного наследия и не передаче его на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Суды установили, что на заседании Рабочей группы Комиссии по вопросам градостроительной деятельности города Москвы (Протокол заседания от 13 апреля 2020 г. N 13, пункт 56) 13 апреля 2020 г. принято решение о нецелесообразности подготовки проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в отношении территории по адресу: Автозаводская ул., д. 11 (ЮАО) за счет средств инвестора - общества по проекту, предложенному обществом.
Согласно Положению о Градостроительно-земельной комиссии решения Комиссии вступают в силу с даты подписания протокола заседания Комиссии ответственным секретарем Комиссии и являются поручениями для органов исполнительной власти города Москвы.
Суды отклонили довод общества о наличии незаконного бездействии департамента, выраженного в не подготовке департаментом заключения по проекту зон охраны объекта и не передаче его на рассмотрение комиссии, указав, что с учетом положений Федерального закона N 73-ФЗ, пункта 4.4.20 Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 154-ПП (в редакции, применимой к отношениям сторон, далее - Положение), на департамент возложены полномочия по подготовке и выдаче заключения об утверждении границы зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон.
Согласно пункту 4.4.14 Положения Департамент культурного наследия города Москвы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы осуществляет, в том числе, организацию разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия.
С учетом того, что пунктом 15 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ предусмотрен срок установления зон охраны объекта культурного наследия в случае наличия защитной зоны - "не позднее 1 января 2025 года", суды признали, что с учетом доводов общества в обоснование заявленных требований, Департаментом не нарушены требования законодательства.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу N А40-203287/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования об оспаривании бездействия государственного органа, выразившегося в не подготовке заключения по проекту зон охраны объекта культурного наследия. Суд установил, что заявитель не соблюдал процессуальные сроки для подачи иска и не доказал наличие незаконного бездействия, так как действующее законодательство не нарушено. Решение первой инстанции и апелляционного суда оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф05-34218/23 по делу N А40-203287/2022