город Москва |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А40-31055/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Кочеткова А.А.,
судей: Горшковой М.П., Каденковой Е.Г.,
при участии в заседании:
от истца - Чернышов А.Н., дов. от 24.04.2023
от ответчика - Сидоренко Д.А., дов. N 42-37Д от 25.01.2024
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2023
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023, по иску Министерства обороны Российской Федерации
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Министерством обороны Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства" о взыскании неустойки в размере 8 947 628,74 руб. и процентов за пользование коммерческим кредитом в размере 8 937 574,94 руб. по контракту от 14.11.2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебными актами суда первой и апелляционной инстанций, полагая, что они противоречат нормам материального и процессуального права истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы кассационной инстанции.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ N 8" (правопреемник - ФГУП "ГУСС") (далее - Генподрядчик) заключен государственный контракт от 14.11.2019 N 1920187379462554164000000 (далее - Контракт) на разработку сметной документации, рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ (шифр объекта 274-152).
В соответствии с пунктом 3.1 цена Контракта составляет 110 052 067,00 руб.
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями Контракта (возведение объекта "под ключ").
Разделом 5 Контракта установлены сроки выполнения обязательств: выполнение проектных работ - 01.03.2020 (поскольку 01.03.2020 (воскресенье) приходится на нерабочий день, в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) датой окончания данного обязательства является 02.03.2020); выполнение строительно-монтажных работ - 15.11.2020 (поскольку 15.11.2020 (воскресенье) приходится на нерабочий день, в соответствии со статьей 193 ГК РФ датой окончания данного обязательства является 16.11.2020); подписание итогового акта приемки выполненных работ - 20.11.2020.
Обязательства по Контракту Генподрядчиком в полном объеме не исполнены.
В соответствии с пунктом 18.4 Контракта в случае нарушения Генподрядчиком сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Неустойка за нарушение сроков выполнения этапов работ по Контракту рассчитывается по формуле: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ по Контракту) x размер установленной ЦБ РФ ключевой ставки x 1/300 x количество дней просрочки.
Просрочка выполнения работ по этапу "выполнение проектных работ" с 03.03.2020 по 16.11.2020 составляет 259 дней.
Просрочка выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ" с 17.11.2020 по 20.11.2020 составляет 4 дня.
По состоянию на 02.03.2020 работы к приемке Генподрядчиком не предъявлялись, в связи с чем оснований для уменьшения цены Контракта в целях расчета неустойки не имеется.
Согласно расчету истца размер неустойки за нарушение срока выполнения работ по этапу "выполнение проектных работ" составил: (110 052 067,00-0,00) x 1/300 x 5,50% x 259 (количество дней просрочки с 03.03.2020 по 16.11.2020) = 5 225 638,98 руб.
По состоянию на 16.11.2020 Генподрядчиком выполнено работ на общую сумму 2 745 264,00 руб. Последнее выполнение работ по Контракту представлено Генподрядчиком 21.08.2020, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 21.08.2020 N 1.
Согласно расчету истца размер неустойки за нарушение срока выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ" составил:
(110 052 067,00 - 2 745 264,00) x 1/300 x 5,50% x 4 (количество дней просрочки с 17.11.2020 по 20.11.2020) = 78 691,66 руб.
Общая сумма неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ по Контракту составляет: 5 225 638,98 + 78 691,66 = 5 304 330,64 руб.
Согласно пункту 13.14 Контракта выполнение всех обязательств Генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе государственная регистрация права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры, на каждую квартиру, входящую в состав объекта (жилого многоквартирного дома)), передача Генподрядчиком выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора, на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры, на каждую квартиру, входящую в состав объекта (жилого многоквартирного дома)), подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
Согласно пункту 18.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки ЦБ РФ от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
По состоянию на 06.07.2021 обязательства Генподрядчиком не выполнены и, как следствие, итоговый акт не подписан.
Неустойка за просрочку Генподрядчиком исполнения своих обязательств по Контракту рассчитывается по формуле: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ по Контракту) х размер установленной ЦБ РФ ключевой ставки x 1/300 x количество дней просрочки.
Просрочка исполнения Генподрядчиком своих обязательств по Контракту с 21.11.2020 по 06.07.2021 составляет 228 дней.
По состоянию на 06.07.2021 Генподрядчиком выполнено работ на общую сумму 22 891825,20 руб.
Последнее выполнение работ по Контракту представлено Генподрядчиком 17.05.2021, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 17.05.2021 N 9.
Согласно расчету истца размер неустойки за просрочку Генподрядчиком исполнения своих обязательств по Контракту составляет:
(110 052 067,00-22 891 825,20) x 1/300 x 5,50% x 228 (количество дней просрочки с 21.11.2020 по 06.07.2021) = 3 643 298,11 руб.
Итоговая сумма неустойки по Контракту составляет:
5 304 330,64 + 3 643 298,11 = 8 947 628,74 руб.
Согласно пункту 4.19 Контракта в случае неисполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, в срок, установленный пунктом 19.1 Контракта (30.11.2020), и (или) в случае одностороннего отказа Государственного заказчика от исполнения Контракта (подпункт 20.1.3 Контракта), Генподрядчик лишается права на экономическое стимулирование (бесплатное пользование авансом), и к авансу (или его соответствующей части) применяются правила статьи 823 ГК РФ о коммерческом кредите. Проценты за пользование коммерческим кредитом в виде аванса (или его соответствующей части) уплачиваются, начиная со дня, следующего после дня получения аванса (или его соответствующей части) по день фактического исполнения обязательств. Плата за пользование коммерческим кредитом устанавливается в размере одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день уплаты процентов, от суммы выданного аванса (или его соответствующей части) за каждый день пользования авансом (или его соответствующей частью), как коммерческим кредитом,
Аванс в сумме 85 000 000,00 руб. выплачен Генподрядчику платежным поручением N 194255 от 27.11.2019.
По состоянию на 06.07.2021 Государственным заказчиком в счет выплаченного аванса зачтено выполненных Генподрядчиком работ на общую сумму 22 891 825,20 руб. Последнее выполнение работ, зачтенных Государственным заказчиком в счет выплаченного аванса, представлено Генподрядчиком 17.05.2021, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 17.05.2021 N 9.
Проценты за пользование коммерческим кредитом в виде аванса рассчитываются по формуле: (сумма аванса - стоимость зачтенных в счет выплаченного аванса выполненных работ) x размер установленной ЦБ РФ ключевой ставки x 1/300 x количество дней пользования авансом.
Расчет процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса:
(85 000 000,00 - 0,00) x 5,50% x 1/300 x 537 (количество дней пользования авансом с 28.11.2019 по 17.05.2021) = 8 368 250,00 руб.
(85 000 000,00 - 22 891 825,20) x 5,50% x 1/300 x 50 (количество дней пользования авансом с 18.05.2021 по 06.07.2021) = 569 324,94 руб.
Итоговая сумма процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса составляет: 8 368 250,00 + 569 324,94 = 8 937 574,94 руб.
В соответствии с разделом 21 Контракта Государственным заказчиком в адрес Генподрядчика направлена претензия от 10.09.2021 N 153/6/17319дсп.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 307, 330, 406, 702, 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N 5467/14, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку нарушение сроков выполнения работ обусловлено действиями истца и начисление неустойки за нарушение срока подписания итогового акта не основаны на нормах контракта и законодательства.
Основания для начисления процентов за пользование коммерческим кредитом отсутствуют в силу того, что спорный контракт не расторгнут и является действующим.
При вынесении судебных актов по настоящему делу, суды правильно определили спорные правоотношения и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства.
Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с которой согласен суд кассационной инстанции.
По существу заявленные в кассационной жалобе доводы несостоятельны и отклоняются как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых решения в неизмененной части и постановления, по делу не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 по делу N А40-31055/23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск о взыскании неустойки и процентов за пользование коммерческим кредитом, указав на отсутствие оснований для начисления данных сумм. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны законными, так как нарушения сроков выполнения работ были вызваны действиями истца, а контракт остается действующим. Кассационная жалоба истца не нашла поддержки.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф05-378/24 по делу N А40-31055/2023