г. Москва |
|
27 февраля 2024 г. |
Дело N А40-83555/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 27.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от ООО "Сибирская строительная компания": не явился, извещён;
от Министерства обороны Российской Федерации: Мамонтов М.В. по доверенности от 11.10.2022, удостоверению;
рассмотрев 27.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Сибирская строительная компания",
на решение от 12.07.2023 Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 03.11.2023 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-83555/2023
по заявлению ООО "Сибирская строительная компания"
к Министерству обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская строительная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) о признании незаконным бездействия министерства, выразившееся в непринятии решения об упразднении запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установленной приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации Иванова Т.В. N 1185дсп от 08.12.2015 "Об установлении запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2023, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель министерства возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направило, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя министерства, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что общество обратилось в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края с заявкой для включения участка недр, расположенного в 5 км северо-восточнее станции "Кача" в Емельяновском районе Красноярского края (24,74 га), в Перечень участков недр местного значения с целью геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых.
Цель обращения - получение в дальнейшем лицензии на пользование участком недр местного значения, организация добычи полезных ископаемых, используемых в строительстве.
Согласно письму заместителя директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 12.09.2022 N 141/31589 (на обращение Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23.06.2022 N 77-08415) участок недр "Кача" входит в границы Красноярского военного лесничества, в отношении которого установлена запретная зона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 и расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:00:0000000:3, находящемся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем предоставление его в пользование не представляется возможным.
В соответствии с п. 24 Положения об установлении запретных зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 (далее - Положение) - запретная зона может быть упразднена в связи с перепрофилированием, изменением характеристик военного объекта, послуживших основанием для установления запретной зоны, а также передислокации или ликвидации военного объекта.
Принятие данного решения относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится (находился) военный объект.
В связи с расформированием войсковой части РВСН, находившейся на территории Емельяновского района Красноярского края (поселок Кедровый) в 2004 и фактическим отсутствием на земельном участке кадастровый номер 24:00:0000000:3 объектов военного назначения, общество обратилось в министерство и ФГКУ Министерства обороны Российской Федерации "Управление лесного хозяйства и природопользования" с просьбой рассмотреть вопрос об упразднении режима запретной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:00:0000000:3 в целом или в части, прилегающей к участку недр, испрашиваемому обществом и/или изменить границы запретной зоны земельного участка с кадастровым номером 24:00:0000000:3.
Из ответного письма N 141/57 от 09.01.2023 Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:00:0000000:3 входит в границы запретной зоны военного объекта - Красноярского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, которая установлена приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации N 1185дсп от 08.12.2015 "Об установлении запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации". Основания для изменения границ запретной зоны военного объекта на земельном участке кадастровый номер 24:00:0000000:3 отсутствуют.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны".
Согласно п. 2 Положения "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; "военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Суды указали, что Положение содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона, а значит к данным объектам следует отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.
Суды установили, что решение об установлении запретной зоны принято в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 N 1185 "Об установлении запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" и решением межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015 N 1/МК, которые соответствуют положениям постановления.
В соответствии с п. 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории не допускается, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.
Судами установлено, что решение межведомственной комиссии об установлении запретной зоны принято 08.10.2016, тогда как договор купли-продажи земельных участков заключен обществом 28.10.2016, то есть позднее, чем принято решения Комиссии об установлении запретной зоны.
Суды указали, что материалы дела не содержат доказательств того, что общество обращалось с заявлением о рассмотрении вопроса корректировки границ запретной зоны военного объекта, в соответствии с п. 24 Положения.
Суды установили, что вопрос о корректировке границ запретной зоны находится в ведении Комиссии.
Вместе с тем, по сведениям из ЕГРН в отношении спорного земельного участка следует, что в отношении него установлена не только запретная зона Министерства обороны Российской Федерации, но и ряд иных ограничений.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Суды отметили, что обращаясь с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, выразившегося в непринятии решения об упразднении запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установленной приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации N 1185дсп от 08.12.2015 "Об установлении запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации", общество обратилось в арбитражный суд - 14.04.2023, то есть с пропуском установленного срока на обжалование действий/бездействия.
Пропуск установленного срока для обжалования ненормативного правового актов, действий (бездействия) является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С учетом всех установленных обстоятельств суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2023 по делу N А40-83555/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 Положения "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; "военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
...
В соответствии с п. 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории не допускается, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.
...
Суды указали, что материалы дела не содержат доказательств того, что общество обращалось с заявлением о рассмотрении вопроса корректировки границ запретной зоны военного объекта, в соответствии с п. 24 Положения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2024 г. N Ф05-1194/24 по делу N А40-83555/2023