г. Москва |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А40-131305/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Заместителя Московско-Ярославского транспортного прокурора Московской Межрегиональной транспортной прокуратуры Пантелеевой О.В. - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: общества с ограниченной ответственностью "Ресторанная Объединенная Сеть и Новейшие Технологии Евроамериканского Развития РЕСТОРАНТС" - Гончарова А.А., представитель по доверенности от 3 июля 2023 года;
рассмотрев 22 февраля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресторанная Объединенная Сеть и Новейшие Технологии Евроамериканского Развития РЕСТОРАНТС"
на решение от 13 сентября 2023 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 1 ноября 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-131305/2023,
по заявлению Заместителя Московско-Ярославского транспортного прокурора Московской Межрегиональной транспортной прокуратуры Пантелеевой О.В.
к обществу с ограниченной ответственностью "Ресторанная Объединенная Сеть и Новейшие Технологии Евроамериканского Развития РЕСТОРАНТС"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ: Заместитель Московско-Ярославского транспортного прокурора Московской Межрегиональной транспортной прокуратуры Пантелеева О.В. (далее - Прокуратура, административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ресторанная Объединенная Сеть и Новейшие Технологии Евроамериканского Развития Ресторантс" (далее - ООО "Росинтер Ресторантс", общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ООО "Росинтер Ресторантс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить, в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт, удовлетворяющий требования общества.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Росинтер Ресторантс" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Прокуратура своего представителя в суд кассационной инстанции не направила, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО "Росинтер Ресторантс", обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Прокуратурой на основании решения от 11 мая 2022 года N 35 проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации общественного питания в ресторане "Иль Патио", расположенном на территории Ярославского вокзала г. Москвы, совместно с врачом по общей гигиене отдела гигиены ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту", при участии директора ресторана Старченко Н.Н. по адресу: г. Москва, Комсомольская пл., д. 5, в период времени с 14 час. 00 мин. по 16 час. 00 мин., что соответствует месту, времени и событию совершения административного правонарушения.
Административным органом установлено, что общество не выполнило требования Федерального закона и требования Технического регламента о безопасности пищевой продукции.
В связи с изложенным Прокуратура 5 июня 2023 года вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Росинтер Ресторантс" и обратилась с рассматриваемым заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь статьями 14.43, 23.1, 28.1, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), статьями 5, 10, 14, 16 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 880 (далее - ТР ТС 021/2011 ), установив, что общество нарушило требования, установленные законодательством и техническим регламентом безопасности пищевой продукции, пришли к выводу о доказанности административным органом события и состава вменяемого административного правонарушения.
В силу абзаца четвертого части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 1 статьи 14.43 Кодекса, совершенных юридическими лицами и их должностными лицами или иными работниками, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.
Статьей 5 ТР ТС 021/2011 установлено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В силу статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители и продавцы обязаны осуществлять процессы производства (изготовления) пищевой продукции, хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней Техническим регламентом. Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должна разрабатываться, внедряться и поддерживаться процедура последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции.
Статья 14 ТР ТС 021/2011 конкретизирует, что планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря.
В нарушение вышеназванных норм закона, ресторан "Иль Патио" имеет перекрест в зоне выдачи готовой продукции и приема грязной посуды (вход официантов через одну дверь и общий коридор), что не исключает встречные потоки готовой продукции и использованной посуды.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должна разрабатываться, внедряться и поддерживаться процедура определения контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля, однако предприятием на момент проверки договор на проведение лабораторных исследований и испытаний не представлен.
В силу части 3 статьи 16 ТР ТС 021/2011 отходы должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости. Удаление и уничтожение отходов из производственных помещений, с территории производственного объекта по производству (изготовлению) пищевой продукции не должны приводить к загрязнению пищевой продукции, окружающей среды, возникновению угрозы жизни и здоровью человека.
В нарушение вышеназванной нормы у емкостей для сбора отходов, в т.ч. пищевых, отсутствуют крышки.
Суды установили, что в соответствии с положениями договора аренды нежилого помещения от 13 марта 2013 года N ОПВ-08/2013/Я, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Организация питания на вокзалах" и ООО "Росинтер Ресторантс", недвижимое имущество - часть помещения 350,3 кв. м (производственное), расположенный по адресу: г. Москва, Комсомольская пл., д. 5, стр. 1, здание Ярославского вокзала, передано ООО "Росинтер Ресторантс".
Согласно пункту 3.3.7 указанного договора субарендатор обязуется содержать в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии и нести ответственность за ненадлежащее техническое, санитарное и противопожарное состояние, не ограничиваясь этим, перед контролирующими органами (пункт 3.3.17).
Пунктом 3.2.1 договора предусмотрено, что арендатор обязуется использовать торговый павильон в соответствии с его назначением, а также соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к лицам, использующим имущество.
Как установили суды, ООО "Росинтер Ресторантс" не предприняты все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, что нарушает права граждан, как потребителей, на получение услуг, соответствующих обязательным требованиям нормативных правовых актов, а также права на безопасность предоставляемой услуги для жизни, здоровья и имущества потребителя.
Учитывая приведенные обстоятельства, суды пришли к выводу, что ООО "Росинтер Ресторантс" не выполнило требования Федерального закона и требования Технического регламента о безопасности пищевой продукции.
Представленные административным органом доказательства получены в установленном законом порядке, согласуются между собой и, в своей совокупности, доказывают наличие в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судами не установлено (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела в порядке части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды правомерно не установили, поскольку в настоящем случае нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Кроме того, не представлено мотивированного обоснования со ссылкой на соответствующие доказательства, указывающие на возможность и необходимость снижения назначенного штрафа.
Учитывая изложенное, с учетом правил, определенных статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды обоснованно привлекли общество к административной ответственности, назначив обществу наказание в размере санкции, установленной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в виде штрафа в минимальном размере 100 000 руб., что соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы ООО "Росинтер Ресторантс" были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие ООО "Росинтер Ресторантс" с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 сентября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2023 года по делу А40-131305/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что общество не выполнило требования санитарно-эпидемиологического законодательства и технического регламента о безопасности пищевой продукции, что подтвердили результаты проверки. Судебные акты первой и апелляционной инстанций, признавшие общество виновным в административном правонарушении и назначившие штраф, оставлены без изменения, так как доводы кассационной жалобы не опровергли выводы судов.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2024 г. N Ф05-1142/24 по делу N А40-131305/2023