г. Москва |
|
1 марта 2024 г. |
Дело N А40-106315/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 01.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от Госинспекции по недвижимости: Солопова А.С. по доверенности от 27.12.2023, паспорту;
от ИП Черской М.Г.: не явился, извещён;
от Департамента городского имущества города Москвы: не явился, извещён;
рассмотрев 29.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости,
на решение от 23.10.2023 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 14.12.2023 Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-106315/2023
по заявлению Госинспекции по недвижимости
к ИП Черской М.Г., ИП Черскому В.В.,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Индивидуальному предпринимателю Черской Марине Георгиевне (далее - ИП Черская М.Г.) и Индивидуальному предпринимателю Черскому Владимиру Витальевичу (далее - ИП Черский В.В.) о признании нарушающими обязательные требования, предусмотренные частью 6 статьи 4, часть 1.1 статьи 8, пункт 1 статьи 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве"; обязать принять меры к устранению нарушения обязательных требований действующего законодательства путем оформления в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта земельно-правовых отношений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:5276 по адресу: г. Москва, ул. 14-я Парковая, вл. 8 в установленном законом порядке; обязать использовать земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005015:5276 по адресу: г. Москва, ул. 14-я Парковая, вл. 8 в соответствии с установленными видами разрешенного использования, исключив использование земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005015:5276 под размещение хостела (временное проживание).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что 05.05.2023 инспекцией в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проведено выездное обследование земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. 14-я Парковая, вл. 8.
Обследованием установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0005015:5276 площадью 1394 кв. м расположено нежилое здание по адресу: г. Москва, ул. 14-я Парковая, д. 8 с кадастровым номером 77:03:0005015:1008 площадью 4203,4 кв. м, 1951 года постройки на здание оформлено право собственности множества физических и юридических лиц, а именно: - помещение с кадастровым номером 77:03:0005015:6695 площадью 575,6 кв. м (этаж 1, пом. I ком. 1-22), находится в собственности Черской Марины Георгиевны (запись ЕГРН 77:03:0005015:6695-77/051/2022-1 от 09.02.2022). - помещение с кадастровым номером 77:03:0005015:6696 площадью 379,1 кв. м (этаж 2, пом. I, ком. 9-20, 24), находится в общей долевой собственности 37/100 Черской Марины Георгиевны (запись ЕГРН 77:03:0005015:6696-77/051/2023-3 от 05.04.2023) и 63/100 Черского Владимира Витальевича (запись ЕГРН 77:03:0005015:6696-77/051/2023-4 от 05.04.2023).
Земельно-правовые отношения на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005015:5276 площадью 1394 кв. м по адресу: г. Москва, ул. 14-я Парковая, вл. 8 с ИП Черской М.Г. и ИП Черским В.В. в установленном порядке не оформлены.
Использование ИП Черской М.Г. и ИП Черским В.В земельного участка по адресу: г. Москва, ул. 14-я Парковая, вл. 8 с кадастровым номером 77:03:0005015:5276 площадью 1394 кв. м без оформления в установленном законом порядке земельноправовых отношений приводит к нарушению обязательных требований, установленных частью 6 статьи 4, части 1.1 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
По мнению инспекции, использование ИП Черской М.Г. и ИП Черским В.В земельного участка по адресу: г. Москва, ул. 14-я Парковая, вл. 8 с кадастровым номером 77:03:0005015:5276 площадью 1394 кв. м для осуществления деятельности хостела приводит к нарушению обязательных требований, установленных пунктом 1 статьи 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
В соответствии со статьей 1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" земли в городе Москве используются и охраняются как основа жизни и деятельности населения города Москвы. За нарушение положений Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрена ответственность.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 4, части 1.1 статьи 8, пункт 1 статьи 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" ответчики используют земельный участок по адресу: г. Москва, ул. 14-я Парковая, вл. 8 с нарушением порядка занятия земельного участка, а также с нарушением разрешенного использования земельного участка, тем самым причиняя вред охраняемым законом ценностям.
Суды пришли к выводу об избрании инспекцией ненадлежащего способа защиты нарушенного права города Москвы, исходя из того обстоятельства, что в случае выявления соответствующего нарушения, положенного истцом в основу заявленного иска, и при наличии оснований, в качестве меры контроля у истца имеются полномочия по признании незаконными действий индивидуальных предпринимателей и обязания его судом принять меры к устранению нарушения, так как законодательно установлен иной механизм воздействия на лицо, допустившее подобное нарушение.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
Инспекция вправе осуществлять защиту интересов города Москвы исключительно в установленных постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП сферах деятельности в судах, арбитражных судах.
Суды отметили, что нормами действующего законодательства не предоставлено заявителю права на обращение с настоящими требованиями в суд ввиду установления нормами закона иного механизма воздействия на лицо, допустившее подобное нарушение.
В связи с этим, учитывая характер выявленных нарушений, существующие правовые механизмы регулирования данных отношений суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А40-106315/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил исковые требования о признании нарушений обязательных норм законодательства в отношении использования земельного участка, указав на ненадлежащий способ защиты прав. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что инспекция не имела права на обращение с данными требованиями, так как предусмотрены иные механизмы воздействия на нарушителей. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 марта 2024 г. N Ф05-1363/24 по делу N А40-106315/2023