г. Москва |
|
6 марта 2024 г. |
Дело N А40-129965/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 марта 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - Шабала Е.Г., представитель по доверенности от 21 февраля 2024 года;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве - Кадымов Ф.Ф., представитель по доверенности от 29 декабря 2023 года;
от третьего лица: Департамента строительства города Москвы - Ганченко Д.В., представитель по доверенности от 22 января 2024 года;
рассмотрев 28 февраля 2024 года в судебном заседании кассационные жалобы
Департамента строительства города Москвы и Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
на решение от 26 сентября 2023 года
Арбитражного суда города Москвы,
постановление от 8 декабря 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-129965/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
третье лицо: Департамент строительства города Москвы
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29 мая 2023 года по делу N 077/04/9.21-3066/2023.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства города Москвы (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2023 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, антимонопольный орган и департамент обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить оспариваемые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От общества поступил отзыв на кассационные жалобы, в котором оно выразило несогласие с изложенными в них доводами.
В заседании кассационной инстанции представители антимонопольного органа и департамента поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей сторон, явившихся в суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением антимонопольного органа от 29 мая 2023 года по делу N 077/04/9.21-3066/2023 общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В качестве противоправного деяния обществу вменено нарушение Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N 787 (далее - Правила N 787), Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года N 2115 в части ненаправления дополнительного соглашения, предусматривающего перерасчет платы за подключение к системам теплоснабжения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
Суды нижестоящих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из недоказанности антимонопольным органом состава вмененного правонарушения в действиях общества.
Выводы судов об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного указанной статьей, материалами дела не подтверждается.
Кроме того, как правомерно указали суды нижестоящих инстанций, Правила N 787 не регулируют вопрос изменения платы за подключение к системам теплоснабжения и не содержат прямого запрета на её изменение, в том числе, при продлении срока подключения.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения, выразившегося в не направлении дополнительного соглашения, предусматривающего пересмотр платы за подключение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Дополнительно суды обратили внимание на то, что действия общества напротив направлены на недискриминационный и единый подход в формировании стоимости услуги по подключению, которая должна быть экономически обоснована и при одинаковых условиях исполнения договора о подключении не может быть для одних заявителей завышена, а для других занижена.
Суды также констатировали: необходимость пересмотра платы за подключение, исходя из действующего на момент заключения дополнительного соглашения тарифа, является следствием исключительно ненадлежащего выполнения возложенных обязанностей со стороны департамента, который на протяжении более 3 (трех) лет неоднократного нарушал существенные условия договора - срок подключения и выполнения необходимых технологических мероприятий, следовательно
Суды первой и апелляционной инстанций, с учетом того, что договор о подключении по своей правовой природе является договором оказания услуг, пришли к верному выводу о то, что, несмотря на наличие оснований для расторжения договора, в целях реализации подключения объекта к системе теплоснабжения, общество правомерно предложило департаменту проект дополнительного соглашения о подключении со сроком подключения до 31 марта 2023 года и расчетом платы за подключение на основании тарифа, действующего на дату обращения в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации и Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административном ответственности.
Доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие антимонопольного органа и департамента с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2023 года по делу N А40-129965/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что антимонопольный орган неправомерно привлек общество к административной ответственности за нарушение правил подключения к системам теплоснабжения. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии состава правонарушения, указав на недоказанность вменяемых действий и правомерность предложенного обществом пересмотра платы за подключение. Кассационные жалобы антимонопольного органа и департамента были отклонены.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 марта 2024 г. N Ф05-1592/24 по делу N А40-129965/2023