город Москва |
|
15 марта 2024 г. |
Дело N А40-153643/23-139-1274 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Россети Московский регион": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Московского областного УФАС России: Шилепиной И.И. (дов. N ИЗ/7044/23 от 24.04.2023 г.);
рассмотрев 13 марта 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московского областного УФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 г.,
по делу N А40-153643/23-139-1274
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Московский регион"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26 июня 2023 г. N 050/04/9.21-387/2022,
УСТАНОВИЛ: в Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение Хитровой Ларисы Сергеевны (далее - Хитрова Л.С.) по вопросу нарушения публичным акционерным обществом "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион", общество, заявитель) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), выразившегося в невыполнении мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, городской округ Ликино-Дулево, дер. Елизарово, уч. 69Б (кадастровый номер земельного участка 50:24:0040602:445), в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
По результатам рассмотрения указанного обращения Московским областным УФАС России установлено, что ПАО "Россети Московский регион" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
22 августа 2022 г. между ПАО "Россети Московский регион" и Хитровой Л.С. заключен договор N В8-22-302-60471(272822) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, городской округ Ликино-Дулево, дер. Елизарово, уч. 69Б (кадастровый номер земельного участка 50:24:0040602:445), к электрическим сетям с максимальной мощностью 15 кВт, уровнем напряжения 0,4 кВ, категорией надежности 3 и выданы Технические условия.
Согласно пункту 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по техническому присоединению энергопринимающих устройств составляет 4 (четыре) месяца со дня заключения договора.
Таким образом, ПАО "Россети Московский регион" надлежало в срок не позднее 22 декабря 2022 г. выполнить мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по вышеуказанному адресу.
Обществом в установленный Правилами технологического присоединения срок мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств не выполнены.
Установив наличие со стороны общества нарушений Правил технологического присоединения, Московское областное УФАС России пришло к выводу, что действия ПАО "Россети Московский регион" образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании полученных данных 13 июня 2023 г. Московским областным УФАС России в отношении ПАО "Россети Московский регион" был составлен протокол об административном правонарушении N 050/04/9.21-995/2023.
Постановлением Московского областного УФАС России от 26 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении N 050/04/9.21-995/2023 ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому областному УФАС России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Московское областное УФАС России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, городской округ Ликино-Дулево, дер. Елизарово, уч. 69Б, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Россети Московский регион" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Московского областного УФАС России поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ПАО "Россети Московский регион" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Московского областного УФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Пунктом 14 Правил технологического присоединения предусмотрены требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд.
Сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению определены пунктом 16 Правил технологического присоединения.
Подпунктом "г" пункта 25(1) Правил технологического присоединения установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 12.1, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Действия, связанные с нарушением субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу об отсутствии вины ПАО "Россети Московский регион" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судами установлено, что обществом при получении соответствующих согласований со всеми заинтересованными инстанциями выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:24:0040602:445 полностью расположен в охранной зоне магистрального газопровода КС Ногинск-КС Воскресенск.
В целях исполнения заключенного договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ПАО "Россети Московский регион" 25 ноября 2022 г. направлен необходимый комплект документов в ООО "Газпром Трансгаз Москва" для согласования трассы прохождения воздушной линии 0,4кВ для обеспечения энергоснабжения земельного участка, однако в согласовании было отказано со ссылкой на отсутствие размещения застройки Хитровой Л.С. в д. Елизарово Орехово-Зуевского района в охранной зоне газопровода.
Указанный отказ ООО "Газпром Трансгаз Москва" был обжалован обществом в судебном порядке.
Отклоняя доводы административного органа о недостаточности предпринятых сетевой организацией мер, направленных на выдачу новых технических условий Хитровой Л.С. после получения отказа в выдаче согласования, суды указали на то, что отказ ООО "Газпром Трансгаз Москва" в выдаче согласования поступил в сетевую организацию уже за сроками выполнения мероприятий по договору ТП, поэтому любые изменения и корректировки в ТУ в любом случае вносились бы уже при фактическом истечении сроков по договору, а с учетом того, что земельный участок полностью находится в охранной зоне магистрального газопровода, при любых изменениях ТУ избежать необходимости согласования с организацией, эксплуатирующей систему газоснабжения (в рассматриваемом случае с ООО "Газпром Трансгаз Москва") не представляется возможным.
Привлекая общество к административной ответственности, административный орган ссылался исключительно на нарушение сроков технологического присоединения, не дав оценки объективным причинам невозможности осуществления технологического присоединения в срок, и не учло положения пункта 28 Правил технологического присоединения, согласно которым техническая невозможность технологического присоединения оценивается на момент заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям или имеет место тогда, когда сетевая организация после заключения договора, оказалась объективно лишена возможности произвести строительство объектов электросетевого хозяйства ввиду наличия прав, действий (бездействия) третьих лиц либо технических препятствий, а все предпринятые для их преодоления меры оказались безуспешными.
Судами также принято во внимание, что 30 апреля 2023 г. в личном кабинете Хитровой Л.С. подписано соглашение о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения от 22 августа 2023 г. N В8-22-302-60471(272822).
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 г. по делу N А40-153643/23-139-1274 оставить без изменения, кассационную жалобу Московского областного УФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что организация не выполнила мероприятия по технологическому присоединению в срок, однако это произошло из-за объективных причин, связанных с отказом третьей стороны в согласовании. Суд признал отсутствие вины организации в нарушении правил, что стало основанием для отмены наложенного штрафа.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2024 г. N Ф05-1096/24 по делу N А40-153643/2023