г. Москва |
|
15 марта 2024 г. |
Дело N А40-49572/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Анисимовой О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Департамента городского имущества города Москвы - Дубчак Р.В., представитель по доверенности от 22 декабря 2023 года;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Аверкиев А.В., представитель по доверенности от 15 января 2024 года;
рассмотрев 12 марта 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 24 августа 2023 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 23 ноября 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-49572/2023,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Департамент культурного наследия города Москвы
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент городского имущества) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) от 26 декабря 2022 года N КУВД-001/2022-40580200/10 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета; о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанности осуществить действия по государственному кадастровому учету в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:02:0020007:1 и земель, находящихся в государственной собственности.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами Департамент городского имущества обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От Департамента городского имущества в суд кассационной инстанции посредством информационной системы "Мой арбитр" поступило ходатайство об участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Указанное ходатайство судом кассационной инстанции удовлетворено, судебное заседание проведено с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступали.
Представитель Департамента городского имущества в судебном заседании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, по изложенным в ней доводам.
Представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направило, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департаментом городского имущества издано распоряжение от 27 декабря 2021 года N 62101Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0020007:1 и земель, находящихся в государственной собственности" (далее - распоряжение).
В ходе проведения работ на основании распоряжения Департамента городского имущества ГБУ МосгорБТИ подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в управление.
По результатам рассмотрения представленных документов Управлением в осуществлении государственного кадастрового учета отказано уведомлением от 26 декабря 2022 года N КУВД-001/2022-40580200/10, на основании пункта 14 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), в соответствии с которым памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат, следовательно, выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Разрешая данный вопрос, управление направило в адрес Департамента культурного наследия соответствующий запрос, ответ на который по его утверждению не поступил.
Не согласившись с указанным уведомлением управления, Департамент городского имущества обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Закона об объектах культурного наследия, Приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии закону оспариваемого решения.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, проектная документация лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 22 Приказа Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
В силу пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ При этом пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию.
К таким документам относится межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Межевой план сформирован на основании изданного Департаментом распоряжения от 27 декабря 2021 года N 62101Б " О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0020007:1 и земель находящихся в государственной собственности" с целью последующего предоставления земельного участка ГАУК г.Москвы "ПКиО " Дубки".
Границы образуемого земельного участка н1-н2-н3-н4-н5-н6-н7-нс-н9-н10-н11-н12-н13-н14-н15-н16-н17-н18-н1 соответствуют границам 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-1 исходного земельного участка с кадастровым номером 77:02:0020007:1.
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения (произведение ландшафтной архитектуры и садовопаркового искусства) "Парк на ул. Руставели" (Федеральный закон от 5 апреля 2016 года N 95-Фо; приказ Мосгорнаследия от 22 декабря 2016 года N 1058), его границы утверждены постановлением Правительства Москвы от 13 июля 2004 года N 485-ПП, приказами Мосгорнаследия от 27 ноября 2019 года. N 932, от 12 августа 2020 года N 545.
Требования к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия и защитных зон устанавливаются в соответствии со статьями 5.1 и 34.1 Закона об объектах культурного наследия и вышеуказанными документами.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из того, что пункт 14 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия не содержит затрет на перераспределение земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, а сведения, препятствующие перераспределению земельного участка с кадастровым номером 77:02:0020007:1, в Мосгорнаследии отсутствуют.
С учетом того, что ответ на запрос Управления предоставлен в установленном порядке в письме от 29 сентября 2022 года N ДКН16-14-441/22, в котором Департамент культурного наследия города Москвы сообщил Управлению об отсутствии препятствий для перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:02:0020007:1, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемым распоряжением нарушены права Департамента городского имущества.
Суды обратили внимание на то, что в состав межевого плана также включено письмо Департамента культурного наследия города Москвы от 11 ноября 2022 года N ДКН-16-09-5776/22 о направлении информации в Управление, в котором сообщается об отсутствии сведений, препятствующих перераспределению земельного участка с кадастровым номером 77:02:0020007:1.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы Департамента городского имущества были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие Департамента городского имущества с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2023 года по делу N А40-49572/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, ссылаясь на отсутствие препятствий для его перераспределения. Установлено, что уведомление об отказе было выдано на основании норм законодательства о культурном наследии, однако суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении прав заявителя. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2024 г. N Ф05-3089/24 по делу N А40-49572/2023