г. Москва |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А41-39920/23 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Коваля А. В., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский Региональный оператор" на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2023 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А41-39920/23,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский Региональный оператор" обществу с ограниченной ответственностью "Фронтмастер" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский Региональный оператор" (далее - ООО "Сергиево-Посадский РО", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фронтмастер" (далее - ООО "Фронтмастер", ответчик) о взыскании 571 442 руб. 14 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 11.10.2022 N СПРО-2020-0025089 за период с апреля 2019 года по сентябрь 2022 года, 161 210 руб. 13 коп. неустойки за период с 11.09.2019 по 05.04.2020, с 02.01.2021 по 31.03.2022, с 03.10.2022 по 07.04.2023, неустойки, начисленной на сумму задолженности, исходя 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, начиная с 08.04.2023 до даты фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2023 года исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Фронтмастер" в пользу ООО "Сергиево-Посадский РО" взыскано 474 888 руб. 55 коп. задолженности за период с марта 2020 года по сентябрь 2022 года, 119 713 руб. 21 коп. неустойки за период с 02.01.2021 по 31.03.2022, с 03.10.2022 по 07.04.2023, неустойки, начисленной на сумму задолженности, исходя 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, начиная с 08.04.2023 до даты фактического исполнения обязательства, 14 327 руб. государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2023 года решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2023 года отменено, в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом второй инстанции, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2023 года по делу N А41-39920/23, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на несогласие с принятым судебным актом, и на несоответствие выводов суда, содержащихся в постановлении фактическим обстоятельствам дела, а также ссылается на нарушение им норм материального права.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, в котором возражал против ее доводов и полагал правомерным судебные акты оставить без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и принятии судебного акта, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами при рассмотрении дела, между истцом (оператором) и ответчиком (потребителем) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 11.10.2022 N СПРО-2020-0025089, по условиям которого истец принял на себя обязательства принимать твердые коммунальные отходы, в том числе крупногабаритные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ответчик обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
По утверждению истца, в нарушение условий данного договора ответчик обязательства по оплате оказанных услуг исполнил ненадлежащим образом, в результате чего за ним образовалась задолженность за период с апреля 2019 года по сентябрь 2022 года в размере 571 442 руб. 14 коп.
Поскольку в досудебном порядке урегулирования спора ответчик задолженность не погасил, ООО "Сергиево-Посадский РО", начислив штрафные санкции, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 195-196, 119-200, 309-310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", установив, что факт наличия у ответчика задолженности перед истцом по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтвержден материалами дела, суд первой инстанции удовлетворил иск частично, применив по заявлению ответчика срок исковой давности к требованиям истца, заявленным до марта 2020 года
Отменяя решение первой инстанции, арбитражный апелляционный суд применил нормы статей 720-721, 753 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 24.6-24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), и исходил из того, что в данном случае односторонне оформленные истцом универсальные передаточные документы не являются надлежащим доказательством оказания истцом услуг, после чего, признав, что факт оказания спорных услуг истцом должным образом не доказан и опровергнут ответчиком, отказал в удовлетворении иска в полном объеме.
Арбитражный суд Московского округа в настоящее время с указанными выводами судов согласиться не может и полагает, что судебные акты были приняты при неполном выяснении существенных обстоятельств настоящего спора и неправильном применении норм материального права.
В силу положений Закона N 89-ФЗ на территории субъектов Российской Федерации сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечивает специальный субъект правоотношений в сфере обращения с ТКО - региональный оператор по обращению с ТКО.
Статус регионального оператора по обращению с ТКО присваивается юридическому лицу в порядке, установленном Законом N 89-ФЗ, Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, является публичным.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8.4 Правил N 1156).
Согласно абзацу 4 пункта 8.17 Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора (пункт 8(18) Правил N 1156).
Исходя из толкования приведенных норм, правом на обращение с ТКО на территории отдельных субъектов Российской Федерации наделено обладающее статусом регионального оператора по обращению с ТКО лицо, которое осуществляет свою деятельность непосредственно на основании заключенных договоров с потребителями.
В отсутствие надлежаще оформленного договора между региональным оператором и потребителем к фактически складывающимся отношениям между ними по обращению с ТКО применяются положения типового договора, который носит публичный характер, при этом отсутствие подписанного договора не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором и получать за это соответствующую оплату.
Отклоняя исковые требования регионального оператора, суд апелляционной инстанции указал, что ответчик в суд первой инстанции представил документы, доказывающие факт неоказания услуг истцом, а именно: письма, направленные в адрес ООО "Сергиево-Посадский РО", договоры на оказания услуг по вывозу ТКО с другими организациями, акты выполненных работ, подписанные с другими организациями.
Однако, правом на оказание услуг по обращению с ТКО законодателем наделен специальный субъект данных правоотношений - региональный оператор по обращению с ТКО, образующимися в зоне его деятельности, то оказание таких услуг потребителю иным лицом должно носить исключительный характер (например, уклонение регионального оператора от оказания услуг, ненадлежащее оказание региональным оператором услуг, невозможность оказания услуги и прочее).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 сентября 2021 года N 306-ЭС21-8811, в случае представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО, такие доказательства подлежат оценке судами, в том числе на предмет проверки заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
В этой связи обстоятельства, связанные с правомерностью действий потребителя (ответчика) по заключению договоров на вывоз ТКО с иными лицами в обход положений действующего законодательства, и причины, послужившие основанием для такого поведения ответчика, подлежат включению в предмет доказывания и судебного исследования.
Однако в данном случае судами обеих инстанций такие обстоятельства не исследовались и не учитывались при разрешении настоящего спора.
В частности, суды не устанавливали причин, по которым ответчик заключал и исполнял договоры на вывоз отходов с иными лицами, несмотря на то, что ООО "Сергиево-Посадский РО" являлось региональным оператором, на которое законом возложены обязанности по оказанию услуг по вывозу ТКО в отношении всех потребителей, находящихся в зоне его ответственности, в том числе, в отношении ООО "Фронтмастер".
Констатировав факт наличия договоров на вывоз ТКО у ответчика с иными лицами, суд апелляционной инстанции не дал мотивированной оценки доводу истца о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 11.10.2022 N СПРО-2020-0025089, заключенный между сторонами настоящего спора без каких-либо разногласий, содержал оговорку о том, что услуги по нему оказывались ООО "Сергиево-Посадский РО" начиная с 01.01.2019, то есть в спорный период взыскания задолженности.
При этом истец также обращал внимание судов на то, что предметом договора ответчика с ООО "Дмитров Эко", действующего в период после 2019 года, являлось оказание услуг по вывозу отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, что также прямо следовало из наименования данной сделки.
Однако суд апелляционной инстанции мотивированной оценки данным обстоятельствам в своем постановлении не отразил, несмотря на то, что установление факта отсутствия пересечения по предметам услуг в рамках договоров ответчика с истцом и иными лицами, являлось существенным для рассмотрения настоящего спора.
Помимо этого, судам следовало учитывать, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункты 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил N 1156).
Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, схему размещения мест (площадок) накопления ТКО определяют органы местного самоуправления, которые также осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласование создания места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления осуществляется на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039). Порядок рассмотрения заявки и принятия решения предусмотрен в разделе II Правил N 1039.
Не установив при рассмотрении дела обстоятельств наличия у ответчика собственных контейнерных площадок, а также не выяснив, по каким местам накопления отводов услуги надлежало оказывать истцу, а по каким адресам услуги фактически оказывались ответчику другими юридическими лицами, а также не дав оценку характеру всех существующих спорных правоотношений, в том числе не проверив их на предмет однородности и задвоенности, суды оставили вопрос о фактическом исполнении действующего между сторонами публичного договора неразрешенным.
Без выяснения названных выше обстоятельств дела выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать обоснованными.
Поскольку суд первой инстанции доводам ответчика о неоказании услуг истцом мотивированной оценки в своем судебном акте не давал, а суд апелляционной инстанции принял эти доводы ответчика при неполном установлении всех существенных обстоятельств дела, а также при неправильном применении норм материального права, суд округа не может признать состоявшиеся решение и постановление законными и обоснованными как в части отказа в иске, так и в части удовлетворения заявленных требований, что влечет за собой необходимость их отмены в соответствии с частями 1-3 статьи 288 АПК РФ.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, в процессе исследовании фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, полагает необходимым направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию по правилам пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исходя из совокупной оценки всех представленных в дело доказательств, проверить доводы ответчика о неисполнении истцом своих обязательств по вывозу и обращению с ТКО, об оказании спорных услуг иными лицами на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам спора, подробно исследовать обстоятельства исполнения всех имеющихся в деле договоров, после чего при правильном распределении бремени доказывания и применении норм материального права, а также соблюдении норм процессуального права, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2023 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2023 года по делу N А41-399920/23 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Судья |
А. В. Коваль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения первой и апелляционной инстанций, указав на неполное выяснение обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права. Суд отметил необходимость повторного рассмотрения спора о задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом всех представленных доказательств и доводов сторон.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2024 г. N Ф05-1677/24 по делу N А41-39920/2023