г. Москва |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А40-31684/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 18.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Ю.С. Петропавловской, Е.Е. Шевченко
при участии в заседании:
от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы: Кузяев К.В. по доверенности от 20.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Системная инженерия": Антипова И.В. по доверенности от 13.07.2021;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2023, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу N А40-31684/23 по иску Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы к обществу с ограниченной ответственностью "Системная инженерия" о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
УСТАНОВИЛ:
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Системная инженерия" (далее - общетсво) о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в сумме 1 150 328, 74 руб., неустойки за каждый день неисполнения решения суда по данному спору в размере 2 000 руб. в день ежедневно с даты вступления в законную силу по дату фактического исполнения решения арбитражного суда.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023, исковые требования удовлетворены частично. С общества в пользу Департамента взыскана сумма ущерба в размере 46 402,02 руб. В остальной части иска отказано. Также с общества в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 988 руб.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против ее удовлетворения, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд округа пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, 17.03.2021 при проведении натурного обследования Управлением градостроительной политики Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по адресу: г. Москва, 1-й Пехотный пер., вл. 2, выявлено, что в границах проектирования ведутся строительно-монтажные работы (разрыт котлован, работает строительная техника), а также отсутствует часть заявленной древесно-кустарниковой растительности.
25.05.2021 в ходе осмотра территории с 15.00 до 15.30 по вышеуказанному адресу установлено повреждение коры деревьев в количестве двух штук породы "Сосна", а также повреждение корневой системы декоративно-лиственных кустарников в количестве пяти штук. Разрыт котлован, ведутся работы по прокладке инженерных коммуникаций. Составлен протокол осмотра от 25.05.2021 N 1303-673/674/2021.
23.12.2021 по результатам административного расследования вынесено постановление по делу N 1401-673/2021 о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 4.18 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Штраф оплачен обществом в добровольном порядке.
Департаментом произведен расчет ущерба, причиненного окружающей среде.
Поскольку обществом в добровольном порядке компенсация вреда не произведена, Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемом иском.
Судами установлено, что общество выполняло строительно-монтажные, пусконаладочные и иные работы для подключения к системе теплоснабжения ПАО "МОЭК" объекта капитального строительства "Жилой комплекс с подземной автостоянкой и помещениями общественного назначения" по адресу: 1-й Пехотный пер., вл. 2.
При подаче документов на оформление порубочного билета 26.02.2021 общество направило в Департамент материалы исх. N 0001-9000003-025411-0001466/21, в числе которых был план благоустройства и озеленения ПАО "МОЭК-Проект" N 155-ПИР-МП/19-ООС3.ГЧ.1 (Тепловая сеть для подключения к системам теплоснабжения ПАО "МОЭК" объекта капитального строительства "Жилой комплекс с подземной автостоянкой и помещениями общественного назначения", расположенный по адресу: г. Москва, пер. 1-й Пехотный, вл. 2), предусматривающий посадку 280 кустарников (из расчета 20 кустарников за 1 дерево).
Указанный план благоустройства и озеленения был разработан обществом для перечетной ведомости и дендроплана, предусматривающих изначально вырубку 13 деревьев (из них 8 за компенсацию) и 12 кустарников.
Как указали суды, план благоустройства изначально был подготовлен обществом со значительным превышением.
Суды также указали, что позднее обществом было получено заключение и порубочный билет от 19.04.2021, согласно которым было предусмотрена вырубка всего 4 деревьев и 3 кустарников.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что компенсационное озеленение, произведенное обществом (посадка 280 кустарников) значительно превышает стоимость компенсационного озеленения, взыскиваемого Департаментом.
Также суды указали, что в основу расчета суммы нанесенного вреда Департаментом заложены затраты на посадку новых деревьев и затраты на их уход, в то время как деревья и кустарники не уничтожены, а продолжают расти, следовательно, посадка новых деревьев и кустарников не требуется.
На основании вышеизложенного суды согласились с контррасчетом общества и пришли к выводу о частичном удовлетворении требования о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, в виде компенсационной стоимости поврежденных двух хвойных деревьев и пяти кустарников, на общую сумму 46 402,02 руб.
Требование о взыскании судебной неустойки признано не подлежащим удовлетворению, поскольку лишь исполнение неимущественного требования может быть обеспечено взысканием судебной неустойки в соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В статье 1 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" закреплены основные понятия: Зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники). Защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов. Уничтожение зеленых насаждений - повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращение роста.
Статьей 2 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" закреплены основные принципы защиты зеленых насаждений: Защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
В соответствии с пунктом 8.1.1. постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" выдача заключений и порубочных билетов и разрешений на пересадку зеленых насаждений производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений в соответствии с утвержденным административным регламентом предоставления государственной услуги (за исключением выдачи порубочных билетов при ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях).
Согласно пункту 1.2. Порядка проведения компенсационного озеленения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве" при получении специального разрешения, в том числе порубочного билета на уничтожение зеленых насаждений, лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, в соответствии с Законом города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" обязано осуществить платежи за вырубку зеленых насаждений в размере компенсационной стоимости и возместить вред, причиненный уничтожением зеленых насаждений (компенсационное озеленение в денежной или натуральной формах), если иное не установлено настоящим Порядком.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 ГК РФ).
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
В данном случае суды, приняв во внимание наличие у общества порубочного билета, а также произведенное обществом компенсационное озеленение в натуральной форме (посадка 280 кустарников), пришли к выводу, что сумма в размере 952 411, 84 руб., по разделу 5 Методики, не подлежит взысканию.
Вместе с тем, судами не учтено, что Методика расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве" предназначена для расчета компенсационных платежей, составляющих восстановительную стоимость за уничтожение (повреждение) объектов озеленения на территории города федерального значения Москвы, и подлежащих перечислению в бюджет города с целью компенсации экологического ущерба в случаях повреждения или уничтожения деревьев, кустарников, газонов, цветников при проведении градостроительной и хозяйственной деятельности на территории города.
Вывод судов о том, что компенсационное озеленение, произведённое обществом в виде посадки 280 кустарников, которое осуществлялась в рамках проекта на строительство жилого комплекса согласно Плану благоустройства и озеленения ПАО "МОЭК-Проект" N 155-ПИР-МП/19- ООС 3.ГЧ.1 (Тепловая сеть для подключения к системам теплоснабжения ПАО "МОЭК" объекта капитального строительства "Жилой комплекс с подземной автостоянкой и помещениями общественного назначения", расположенный по адресу: г. Москва, пер. 1-й Пехотный, вл. 2) многократно превышает причиненный вред, не соотносится с фактическими обстоятельствами дела.
Выполнение компенсационного озеленения на основании гражданско-правового договора в натуральной форме в виде посадки 280 кустарников в рамках проекта на строительство жилого комплекса согласно Плану благоустройства и озеленения (то есть в целях приведения территории в первоначальное состояние), не освобождает от возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции основаны на неполном выяснении фактических обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения настоящего спора, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены.
Принимая во внимание, что указанные ошибки не могут быть устранены судом округа и требуют нового рассмотрения спора по существу, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения и, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, исследовать и дать надлежащую правовую оценку всем имеющимся в деле доказательствам, установить обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения настоящего спора, в частности, дать надлежащую правовую оценку доводам истца о несоблюдении ответчиком вышеприведенных требований, проверить произведенный истцом расчет ущерба, причиненного окружающей среде, рассмотреть дело в соответствии с требованиями действующего законодательства, и сложившейся судебной практики.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу N А40-31684/23 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил предыдущие решения по делу о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, указав на неполное выяснение фактических обстоятельств и неправильное применение норм права. Дело направлено на новое рассмотрение, где суд должен оценить доводы сторон и проверить расчет ущерба, учитывая требования законодательства и судебной практики.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2024 г. N Ф05-1032/24 по делу N А40-31684/2023