г. Москва |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А41-15060/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 18.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ООО "Рубин": Стельмах О.С. по доверенности от 09.01.2024, паспорту;
от главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области: Крюков Д.А. по доверенности от 15.02.2024, паспорту;
от ООО УК "ЖКХонлайн": не явился, извещён;
от ООО "Красногорская коммунальная система": не явился, извещён;
от МБУ "Красногорская городская служба": Баталов И.О. по доверенности от 28.09.2023, паспорту;
рассмотрев 12.03.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Госжилинспекции Московской области
на решение от 16.08.2023 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 18.12.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-15060/2023
по заявлению ООО "Рубин"
к Госжилинспекции Московской области",
третьи лица: ООО УК "ЖКХонлайн", ООО "Красногорская коммунальная система", МБУ "Красногорская городская служба",
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рубин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене Решений от 28.11.2022 N Р001-7673681340-65635967, P001-7673681340-65636291, P001-7673681340-65636582, P001-7673681340-65636907, P001-7673681340-65637640, P001-7673681340-65638974, обязании внести изменения в Реестр лицензий Московской области в связи с выбором общества управляющей организацией многоквартирных домов по адресам: Московская область, Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 1; Московская область, Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 3; Московская область, Красногорск г, Вилора Трифонова ул., д. 4; Московская область, Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 6; Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 7; Московская область, Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 8, и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 18 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО УК "ЖКХонлайн", ООО "Красногорская коммунальная система", МБУ "Красногорская городская служба".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.08.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
До рассмотрения кассационной жалобы полномочия инспекции перешли к главному управлению регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (далее - управление).
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представитель МБУ "Красногорская городская служба" просил кассационную жалобу удовлетворить.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица МБУ "КГС" заявил ходатайство о приостановлении рассмотрения кассационной жалобы до рассмотрения по существу Красногорским городским судом Московской области и вступления в законную силу судебных актов по делам N 2-216/24, 2-2356/24, 2-2589/24, 2-3522/24, 2-6032/24, 2-6518/24.
Представитель управления не возражал, представитель ООО "Рубин возражал против приостановления рассмотрения кассационной жалобы по настоящему делу.
Суд кассационной инстанции определил: отказать в удовлетворении ходатайства МБУ "КГС" о приостановлении производства по рассмотрению кассационной жалобы по настоящему делу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем, обществом получена Лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 09.09.2019 N 1792.
Согласно Протоколам общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 24.10.2022 N 1-ВТ1-2022/2, от 24.10.2022 N 1-ВТ3-2022/2, от 24.10.2022 N 1-ВТ4-2022/2, от 24.10.2022 N 1-ВТ6-2022/2, от 24.10.2022 N 1-ВТ7-2022/2, от 24.10.2022 N 1-ВТ1-2022/2 общество выбрано управляющей компанией многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: Московская область, Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 1; Московская область, Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 3; Московская область, Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 4; Московская область, Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 6; Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 7; Московская область, Красногорск г., Вилора Трифонова ул., д. 8.
31.10.2022 обществом в инспекцию направлены заявления о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области.
Решениями от 28.11.2022 N Р001-7673681340-65635967, P001-7673681340-65636291, P001-7673681340-65636582, P001-7673681340-65636907, P001-7673681340-65637640, P001-7673681340-65638974 во внесении изменений в Реестр лицензий Московской области обществу отказано.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - порядок).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Суды установили, что 31.10.2022 управляющая компания обратилась в инспекцию с заявлениями о внесении изменений в Реестр лицензии.
Решениями от 28.11.2022 N Р001-7673681340-65635967, P001-7673681340-65636291, P001-7673681340-65636582, P001-7673681340-65636907, P001-7673681340-65637640, P001-7673681340-65638974 заявителю отказано во внесении изменений в реестр по причине несоблюдения подпункта "б" пункта 9 Порядка.
Суды указали, что вместе с заявлениями согласно приложенных к ним описям в управление представлялись протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 24.10.2022, а также обязательные приложения к протоколам, указанные в пункте 20 Требований.
Поскольку общество обращалось в инспекцию через портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области, подлинники протокола общего собрания и решения собственников помещений не могли быть представлены.
Суды установили, что согласно описи документов от 03.11.2022 Исх. N 919/22, 939/22, 949/22, 969/22, 979/22, 989/22 для внесения изменений в Реестр лицензий Московской области юридическим лицом 09.11.2022 г. в инспекцию также переданы все документы в печатном виде, включая, Протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 24.10.2022 г. и приложения к ним.
В силу пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В качестве признака недостоверности представленных сведений управлением указывает на нарушение порядка расторжения договора управления с организацией, ранее осуществляющей деятельность по управлению МКД, установленного пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Таким образом, лицом, ответственным за направление уведомления о расторжении договору правления, является уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива.
Суды установили, что вновь выбранное в качестве управляющей организации юридическое лицо таким "уполномоченным собранием лицом" или органом управления не является, в связи с чем, такой документ у него отсутствует.
Суды отметили, что обществом был представлен полный пакет документов для принятия управлением решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с чем, у инспекции отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в Реестр лицензий Московской области.
Обязанность представлять документы, подтверждающие соблюдение иными лицами пункта 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, Порядком не предусмотрена.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2023 года по делу N А41-66861/22.
В то же время, по запросу суда обществом представлены уведомления от 24.10.2022 и почтовые квитанции от 31.10.2022, согласно которым в адрес ООО УК "ЖКХонлайн" и ООО "ККС" сообщалось о состоявшихся собраниях, о досрочном расторжении договора управления и копии протоколов ОСС.
Суды установили, что в связи с поступившим от инспекции запросом от 07.11.2022 N 08ИСХ-16896/К в адрес управления на электронную почту, с которой поступил запрос, с сопроводительным письмом от 09.11.2022 исх. N 999 были направлены запрашиваемые документы, подтверждающие соблюдение пункта 18 Правил, о чем свидетельствует скрин-шот с электронной почты заявителя.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.08.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по делу N А41-15060/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о внесении изменений в реестр лицензий управляющей компании, указав на отсутствие оснований для отказа со стороны жилищной инспекции. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что все необходимые документы были представлены, и соблюдены требования законодательства. Кассационная жалоба инспекции отклонена, решения судов оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2024 г. N Ф05-2753/24 по делу N А41-15060/2023