г. Москва |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А40-52503/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": Калюта Е.В. по доверенности от 22.09.2023, паспорту,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: Аверкиев А.В. по доверенности от 15.01.2024, удостоверению;
от Департамента городского имущества города Москвы: не явился, извещён;
рассмотрев 13.03.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2023,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023
по делу N А40-52503/2023
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, управление, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 15.12.2022 N КУВД-001/2022-39978254/4.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что согласно выпискам из ЕГРН общество является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:09:0001028:3264, 77:09:0001028:3269, 77:09:0001028:3268, 77:09:0001028:3265, 77:09:0001028:3271, 77:09:0001028:3270, 77:09:0001028:3267, 77:09:0001028:3266.
Указанные объекты недвижимого имущества находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:00001028:60, расположенного по адресу: Москва, Пакгаузное шоссе, вл. 15 (далее - земельный участок).
Функции по распоряжению земельным участком осуществляет департамент в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок имеет статус ранее учтенный и его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В целях заключения в последующем договора аренды земельного участка между департаментом и обществом последним инициировано проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
ООО "Азимут" в рамках исполнения договора N 1943/ОАЭ-МОСК/20/1/1 от 27.07.2020, заключенного с обществом, подготовлен межевой план от 26.01.2022 по уточнению границ земельного участка (далее - межевой план).
Согласованный департаментом межевой план в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" направлен в управление для осуществления кадастрового учета уточнения границ земельного участка.
Уведомлением от 14.09.2022 N КУВД-001/2022-39978254/1 управление приостановило осуществление учетно-регистрационных действий в отношении земельного участка.
Уведомлением от 15.12.2022 N КУВД-001/2022-39978254/4 регистрирующий орган отказал заявителю в осуществлении испрашиваемого кадастрового учета уточнения границ земельного участка, сославших на то, что изменение площади и (или) изменение описания местоположения границ земельного участка не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ, что нарушает положения п. 31 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; представленная схема расположения земельного участка составлена с нарушением п. 74 и п. 75 Требований, утв. приказом управления от 14.12.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - требования); кадастровым инженером неверно проведена корректировка смежного земельного участка с кадастровым номером 77:09:00001028:59 (ошибочно указана средняя квадратическая погрешность положения характерной точки 6 границ данного смежного земельного участка).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, кроме всего прочего, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (п. 8 ч. 2 ст. 14 закона N 218-ФЗ).
Согласно положениям ч. 1 ст. 18 закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов.
Перечень необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, установлен ч. 4 ст. 18 закона N 218-ФЗ.
Частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст. 21 закона N 218-ФЗ.
В соответствии с положением ч. 1 ст. 22 закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Согласно ст. 27 закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 закона N 218-ФЗ).
Исходя из анализа положений ч. ч. 8, 10 ст. 22, п. 31 ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 43, ч. 3 ст. 61 закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (ст. 22 закона N 218-ФЗ).
Суды установили, что межевой план представлен в управление с указанием в нем кадастровым инженером на наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, в связи с чем, в том числе, и проводились работы по уточнению границ и площади земельного участка.
В ЕГРН содержатся сведения о местоположении границ и площади земельного участка, которые соответствуют данным, содержащимся в кадастровом плане земельного участка от 17.11.2005 (далее - кадастровый план).
В разделе "План границ земельного участка" кадастрового плана часть границы земельного участка от т. 12 до т. 16 проходит, не пересекая строения, таким образом, что строения, расположенные на участке, полностью входят в границы участка.
При проведении кадастровых работ в 2021 году кадастровым инженером по результатам измерений подготовлен инженерно-топографический план земельного участка с нанесением ограждения, строений, расположенных на участке, и фактической границы земельного участка.
Кроме того, на план нанесена граница земельного участка по координатам, содержащимся в ЕГРН и кадастровом паспорте 2005 года.
Суды установили, что часть границы земельного участка, нанесенная по координатам (от т. 12 до т. 16), содержащимся в ЕГРН, пересекает контуры двух зданий с кадастровыми номерами 77:09:0001028:3271 и 77:09:0001028:3267, принадлежащих на праве собственности общества, расположенных на участке, что указывает на ошибку в кадастровом плане 2005 года, и, следовательно, в сведениях ЕГРН.
Суды указали, что результатом ошибки в координатах земельного участка явилось, в том числе, необоснованное уменьшение его площади, рассчитанной, исходя из неверных координат.
Фактическая граница земельного участка на данном отрезке проходит по линии отмостки указанных зданий, совпадающей с линией частично разрушенного забора (инв. N 200159, лит. 15), принадлежащего обществу, а также с уточненной границей смежного земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:3762.
Фактическая площадь земельного участка составила 8549 кв. м, что на 144 кв. м больше площади, указанной в выписке из ЕГРН (8405 кв. м).
В межевом плане имеется отметка о согласовании в установленном порядке со смежными землепользователями границ земельного участка, что свидетельствует об отсутствии земельных споров.
Уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН (государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен), но границы которого, не установлены в соответствии с требованиями закона N 218-ФЗ.
Согласно положениям пунктов 69, 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" при отсутствии в правоустанавливающих документах сведений о границах земельного участка, а также, при отсутствии проектов межевания территории, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При уточнении границ и исправлении реестровой ошибки кадастровый инженер в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводит обстоятельства, указывающие на необходимость уточнения границ, а также предложения но устранению выявленных ошибок.
Суды установили, что в рассматриваемом случае кадастровым инженером установлены фактические границы участка по окружающему его капитальному забору, принадлежащему на праве собственности обществу (свидетельство о государственной регистрации права 77АЖ N 431437 от 04.05.2008), а также учтено, что расположение данного забора на местности в течение более 15 лет подтверждается топоосновой, являющейся картографической основой ЕГРН.
Суды отметили, что ссылка управления в оспариваемом решении на п. 74 и п. 75 Требований, не указывает на конкретные нарушения, допущенные при подготовке схемы расположения земельного участка. В чем именно заключается нарушение и какие действия следовало предпринять для его устранения, регистратором не указано.
Суды отклонили довод управления на неверность проведенной кадастровым инженером корректировки смежного земельного участка с кадастровым номером 77:09:00001028:59, указав, что регистратором не указано, в чем именно заключается ошибка и какие действия следовало предпринять для ее устранения, отсутствует также ссылка на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов.
Суды установили, что средняя квадратическая погрешность положения характерной точки 6 границ данного смежного земельного участка указана в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места" и составляет 0,10 м.
Суды пришли к выводу, что все установленные требования к подготовке межевого плана соблюдены, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А40-52503/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании незаконным отказа в кадастровом учете границ земельного участка, указав на наличие реестровой ошибки в данных ЕГРН. Суд установил, что межевой план был подготовлен с соблюдением всех требований, а также что фактические границы участка соответствуют установленным нормам и не нарушают права третьих лиц.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2024 г. N Ф05-3493/24 по делу N А40-52503/2023
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29870/2024
19.03.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3493/2024
27.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71265/2023
29.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-52503/2023