г. Москва |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А41-27604/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "УК "Новлянский квартал": не явился, извещён;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": не явился, извещён;
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ: не явился, извещён;
от АО "Оператор информационной системы": не явился, извещён;
рассмотрев 12.03.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области",
на решение от 29.08.2023 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 25.12.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-27604/2023
по заявлению ООО "УК "Новлянский квартал"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, АО "Оператор информационной системы"
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Новлянский квартал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства России (далее - министерство), АО "Оператор информационной системы":
о признании незаконным решения управления от 06.02.2023 N Р001-73011668370-67564213 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления;
об обязании управления внести изменения в реестр лицензий Московской области по заявлению N Р001-73011668370-67564213 от 11.01.2023 г. о включении в реестр лицензий Московской области сведений об управлении ООО "УК "Новлянский квартал" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Новлянская, д. 12 "Г" в течение десяти дней с момента принятия решения суда;
об обязании управления, министерства и АО "Оператор информационной системы" самостоятельно обеспечить защиту персональных данных собственников многоквартирного дома при подтверждении заявки N Р001-73011668370-67564213 от 11.01.2023 о включении в реестр лицензий Московской области сведений об управлении ООО "УК "Новлянский квартал" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Новлянская, д. 12 "Г" в течение десяти дней с момента принятия решения суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.08.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023, заявленные требования удовлетворены в части: признано незаконным решение управления от 06.02.2023 N Р001-73011668370-67564213 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления. Суды обязали управление внести изменения в реестр лицензий Московской области по заявлению N Р001-73011668370-67564213 от 11.01.2023 о включении в реестр лицензий Московской области сведений об управлении ООО "УК "Новлянский квартал" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Новлянская, д. 12 "Г" в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что по результатам проведения собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Новлянская, д. 12Г, в качестве управляющей организации избрано ООО "УК "Новлянский квартал".
В связи с этим общество обратилось в адрес управления с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области и о включении сведений об управлении ООО "УК "Новлянский квартал" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Новлянская, д. 12 "Г".
Решением от 06.02.2023 N Р001-73011668370-67564213 управление отказало обществу во внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды руководствовались главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего предусмотренные пунктом 2 Порядка сведения.
Органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления установлены в пункте 9 Порядка.
Решением от 06.02.2023 N Р001-73011668370-67564213 управление отказало заявителю во внесении изменений в реестр лицензий Московской области со ссылкой на нарушение подпункта "г" пункта 5 Порядка, поскольку Договор управления размещен заявителем на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в разделе "Договор управления и приложения", находящийся в открытом доступе, при том, что в соответствии с п. п. 12 п. 2 Состава информации, персональные данные должны находиться в закрытом доступе. Так же управление в качестве нарушения указало, что протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации с приложениями содержат персональные данные.
В соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2014 N 504/934/пр "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотрено, что в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.dom.gosuslugi.ru (далее - система ГИС ЖКХ).
Частями 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 2 "Состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (утвержден Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 368/691/пр от 29.09.2015), в системе ГИС ЖКХ также подлежат размещению:
- электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
- электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом;
- электронный образ документа об изменении, прекращении и расторжении договора управления многоквартирным домом либо соответствующий документ, подписанный в электронной форме, в том числе с использованием системы.
В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме в системе также размещаются электронные образы решений (протоколов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили изменения условий договора управления многоквартирным домом, приняли решение о прекращении действия или расторжении такого договора.
Суды исходя из буквального толкования пункта 5 Порядка, части 2 статьи 198 ЖК РФ, Приказа от 29.02.2016 N 74/114/пр и пункта 2.1 Состава сведений, указали, что в системе ГИС ЖКХ действительно подлежит размещению протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации со всеми приложениями, однако указано, что данный документ подлежит размещению "в системе", т.е. на информационной платформе в сети Интернет, без указания того, где конкретно должны размещаться документы и имеет ли значение факт размещения документов в иной вкладке с точки зрения возникновения у управления оснований отказать управляющей организации в предоставлении государственной услуги, даже если сотрудники лицензионного отдела полагают нарушенными права граждан на распространение персональных данных или доступность подлежащих размещению сведений.
Суды отметили, что ни Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", ни Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр, ни Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 691/пр не предусмотрено, что протокол общего собрания со всеми приложениями должен быть размещен именно во вкладке "Протокол собрания собственников", а не во вкладке "Реестр собственников, подписавших договор управления" или наоборот.
Согласно представленным документам на официальном сайте, для раскрытия информации (http://dom.gosuslugi.ru) заявителем размещены все приложения к протоколам, так и подписанные по всем домам протоколы и были доступны всем уполномоченным лицам, в связи с чем суды пришли к выводу, что обществом не допущены существенные нарушения порядка размещения информации в системе ГИС ЖКХ, которые должны влечь для нее и для жителей многоквартирного дома невозможность реализации их права на управление выбранным юридическим лицом.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным решения управления об отказе во внесении сведений в Реестр лицензий.
Заявленные требования об обязании управления, министерства и АО "Оператор информационной системы" самостоятельно обеспечить защиту персональных данных собственников многоквартирного дома при подтверждении заявки N Р001-73011668370-67564213 от 11.01.2023 о включении в реестр лицензий Московской области сведений об управлении ООО "УК "Новлянский квартал" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Новлянская, д. 12 "Г", признаны судами несостоятельными, поскольку заявителем выбран ненадлежащий способ защиты.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.08.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А41-27604/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным решение органа государственного жилищного надзора об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, указав на отсутствие оснований для отказа, связанных с размещением документов. Суды установили, что все необходимые сведения были представлены в установленном порядке, и требования о защите персональных данных не были нарушены. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2024 г. N Ф05-2734/24 по делу N А41-27604/2023