г. Москва |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А40-127516/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 21.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Аталиковой З.А., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы: Ребельская А.Н. по дов. от 11.12.2023,
от Управления Росреестра по Москве: Власов Д.Е. по дов. от 15.01.2024,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А40-127516/2023
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконными решений
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление), изложенных в письмах от 06.03.2023 N КУВД-001/2022-51710773/3, КУВД-001/2022-51737223/4, КУВД-001/2022-51735703/5, КУВД-001/2022-51737827/3, КУВД-001/2022-51736368/4, КУВД-001/2022-51734791/3, КУВД-001/2022-51737310/3, КУВД-001/2022-51736998/3 об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении помещений общей площадью 890,8 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 8А., об обязании осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы в отношении помещений общей площадью 890,8 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 8А.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требования кассационной жалобы поддержал, представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Управление с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности города Москвы в отношении следующих помещений: эт. 0, чердак, пом. XXXIX (комн. 45), площадью 57,4 кв. м.; эт. 0, чердак, пом. XLV (комн. 1), площадью 90,7 кв. м.; эт. 0, чердак, пом. XXXIX (комн. 42) площадью 44,1 кв. м.; эт. 0, чердак, пом. XLV (комн. 9, 10) площадью 133 кв. м.; эт. 0, чердак, пом. XXXIX (комн. 34, 37, 38, 41) площадью 268.4 кв. м.; эт. 0, чердак пом. XXXIX (комн. 30, 33) площадью 136,9 кв. м.; эт. 0, чердак, пом. XLV (комн. 2) площадью 62,3 кв. м.; эт. 0, чердак пом. XLV (комн. 8) площадью 98 кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 8А.
Письмами Управления от 06.03.2023 N N КУВД-001/2022-51710773/3, КУВД-001/2022-51737223/4, КУВД-001/2022-51735703/5, КУВД-001/2022-51737827/3, КУВД-001/2022-51736368/4, КУВД-001/2022-51734791/3, КУВД-001/2022-51737310/3, КУВД-001/2022-51736998/3, сообщено об отказе в проведении учетно-регистрационных действий, в связи с выявленным противоречием в части наименования этажа, на котором расположен заявленный на постановку объект (помещение) между сведениями, указанными в техническом плане (чердак) и сведениями, указанными в акте о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 09.10.2014 (ч (мансарда)).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Здание по адресу: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 8А было построено на основании инвестиционного контракта от 15.12.2004 (реестровый N 13-002555-56010026-00001-04) в редакции дополнительного соглашения от 26.05.2010 N 1 по комплексной застройке части территории ФГБОУ ВПО "Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе" в квартале 44а Обручевского района в части строительства и распределения нежилой площади жилых домов по адресу: ул. Академика Волгина, д. 8А и д. 8А, корп. 1 (строительный адрес: ул. Академика Волгина (напротив вл.13), корпуса 7 и 8).
По результатам строительства сторонами инвестиционного контракта был заключен акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 09.10.2014 (далее - акт).
В соответствии с пунктом 3 акта объекту-2 присвоен милицейский адрес: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 8А.
Согласно пункту 4.2 площадь нежилых помещений, подлежащих разделу: мансардный этаж (чердак) - 1795,2 кв. м, площади общего пользования и инженерного назначения, неразрывно связанные с жизнеобеспечением жилой части Объекта - 9 124.5 кв. м, площади общего пользования и инженерного назначения, неразрывно связанные с жизнеобеспечением всего объекта - 2 951,9 кв. м.
В пункте 8.1 акта поименован перечень и площадь комнат мансардного этажа (чердака), передаваемых в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы - всего 890,8 кв. м.
В пунктах 8.3, 8.4 поименован перечень помещений, которые передаются в общедолевую собственность собственников жилых и нежилых помещений в объекте-2.
В отношении каждого из заявленных помещений был подготовлен и представлен технический план с приложениями.
В соответствии с заключением кадастрового инженера акт о результатах частичной реализации контракта был составлен на основании технической документации ГУП Юго-Западное ТБТИ от 26.08.2011, согласно которой объекты заявленные к кадастровому учету расположены на этаже чердак (см приложение экспликация). Таким образом, этаж чердак и этаж ч (мансарда) являются равнозначными.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" с учетом распределения долей, предусмотренного договором.
Данная норма отражена и в статье 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) - государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 01 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.
Согласно пунктам 5, 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты, а также межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В нарушение пунктов 70, 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, уведомление о приостановлении/ отказе в государственном кадастровом учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления/отказа осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления/отказа.
Указанные замечания в уведомлениях об отказах не соответствуют требованиям вышеуказанного Административного регламента, а именно, отсутствует ссылка на нормативно-правовые акты, которые были нарушены и в чем именно заключалось их нарушение.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8.2 акта инвестором были также поставлены на государственный кадастровый учет помещения на чердачном этаже с кадастровыми номерами 77:06:0006001:12605, 77:06:0006001:12625, 77:06:0006001:12623, 77:06:0006001:12624, 77:06:0006001:12606, 77:06:0006001:12613. Право собственности инвестора на данные помещения было зарегистрировано в установленном порядке.
Таким образом, правовые основания для отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности города Москвы в отношении помещений общей площадью 890,9 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 8А отсутствовали.
При этом согласно пункту 5 статьи 21 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А40-127516/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решений нижестоящих инстанций, удовлетворивших требования о признании незаконными отказов в осуществлении кадастрового учета и регистрации права собственности на нежилые помещения. Установлено, что причины отказа не соответствуют требованиям законодательства, а представленные документы были достаточными для выполнения регистрационных действий. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 марта 2024 г. N Ф05-3518/24 по делу N А40-127516/2023