г. Москва |
|
22 марта 2024 г. |
Дело N А40-54858/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 22.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Р.Р. Латыповой, Е.Е. Шевченко
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Смарт Цифровые решения": Барбасов Д.Н. - генеральный директор по протоколу N 1;
от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: Бычихин П.Д. по доверенности от 23.11.2021;
от Федеральной налоговой службы: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 по делу N А40-54858/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смарт Цифровые решения" к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об оспаривании
третье лицо: Федеральная налоговая служба
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Смарт Цифровые решения" (далее - ООО "СЦР", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) об оспаривании решения от 20.12.2022 об аннулировании государственной аккредитации общества, об обязании устранить допущенные нарушения права и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная налоговая служба (ФНС РОССИИ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2023 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ФНС РОССИИ в отзыве на кассационную жалобу поддержала позицию по делу, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В приобщении к материалам дела отзыва общества на кассационную жалобу отказано ввиду несоблюдения при его подаче требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: не представлены документы, подтверждающие его направление лицам, участвующим в деле.
В судебном заседании представитель Министерства доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Представитель общества возражал против ее удовлетворения, просил оставить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
ФНС РОССИИ своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся представителей, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции, общество на основании решения о государственной аккредитации N АО-20220119-3403090989-3 от 20.01.2022 внесено в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за номером 16225.
Согласно выписке из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, от 07.02.2023 N АО-20230206-12041649685-3 государственная аккредитация общества аннулирована 20.12.2022 по решению уполномоченного органа.
Указывая на то, что ООО "СЦР" не подавало заявления об отказе от государственной аккредитации, а оснований к аннулированию ранее выданной аккредитации не имелось, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании соответствующего решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" (далее - Положение о Минцифры России).
В соответствии с пунктом 1 названного Положения, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе, электронных, систем телевизионного вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях, печати, издательской и полиграфической деятельности, выработке государственной политики по стимулированию спроса на отечественную радиоэлектронную продукцию гражданского назначения и программное обеспечение, а также государственной политики в сфере развития и поддержки российской электронной продукции и программного обеспечения, в том числе при реализации мер поддержки проектов разработки, внедрения и использования информационно-телекоммуникационных решений, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе, в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере литературной деятельности и сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 государственную аккредитацию российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, проводит Министерство.
Пунктом 20 указанного Положения установлено, что Министерство осуществляет ведение реестра аккредитованных организаций, в том числе, обеспечивает своевременное внесение изменений в содержащиеся в нем сведения в установленном им порядке, а также, обеспечивает раскрытие сведений, содержащихся в реестре аккредитованных организаций, путем их размещения, в установленном порядке в сети "Интернет" (далее - Реестр).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения, государственную аккредитацию вправе получить организация, которая соответствует следующим критериям, в частности: организация обеспечивает возможность раскрытия уполномоченному органу сведений за предыдущий и текущий годы (в случае если организация подает документы на получение государственной аккредитации в течение года, в котором она зарегистрирована, за текущий год) и на период не менее двух календарных лет после подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации, представив в налоговые органы соответствующее согласие в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации.
Согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 22 Положения, государственная аккредитация аннулируется уполномоченным органом, в том числе, в случаях, если организация не соответствует критериям, предусмотренным пунктом 25(1) настоящего Положения; организацией представлены недостоверные сведения о соответствии условиям, предусмотренным пунктами 4 - 10 настоящего Положения, и (или) критериям, предусмотренным пунктом 25(1) настоящего Положения.
Суд первой инстанции указал, что ФНС России утвержден справочник сведений, составляющих налоговую тайну, в котором содержится код ВКНД 20009, позволяющий раскрыть в адрес Министерства сведения о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, о доходах организации (по данным бухгалтерской отчетности организации), об организациях, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках проведения внеочередной проверки Министерство письмом от 02.12.2022 N МП-П11-085-90074 в ФНС России направило запрос о предоставлении перечня юридических лиц, предоставивших согласие в ФНС России по коду комплекта сведений 20009 до 01.11.2022.
В соответствии с информацией, представленной ФНС России письмом от 15.12.2022 N 19-1-01/0010 (R), согласие, предусмотренное подпунктом "д" пункта 4 Положения, от ООО "СЦР" на 01.11.2022 отсутствует.
с 01.10.2022 для ИТ-организаций начал действовать порядок государственной аккредитации, закрепленный Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729.
Одним из условий аккредитации является обеспечение организацией возможности раскрытия сведений уполномоченному органу (Минцифры России) путем представления в налоговые органы соответствующего согласия в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), на момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации или в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", если государственная аккредитация организации была предоставлена до вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации (подпункт "д" пункта 4 Положения в редакции от 30.09.2022)
В соответствии с пунктом 15 Положения ФНС России на основании запроса представляет в Министерство следующую информацию: об основном виде деятельности организации, доходе организации, среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений за последний отчетный период, о наличии согласия, предусмотренного подпунктом "д" пункта 4 Положения, а также об отсутствии у организации недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, превышающих 3 тыс. рублей.
Согласие представляется в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса.
После вступления в силу Положения на сайте Министерства была размещена Инструкция по формированию согласия налогоплательщика на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, в Министерство для аккредитации ИТ-компании.
Согласно Инструкции ИТ-организациям для раскрытия сведений, составляющих налоговую тайну, при заполнении формы согласия необходимо указывать код сведений, составляющих налоговую тайну - 20009.
Раскрытие сведений по указанному коду подразумевает не только раскрытие сведений, предусмотренных пунктом 15 Положения, но и уточнение, что такие сведения будут раскрыты налоговым органом по запросу Министерства.
Установив, что коды сведений, указанные в согласии общества, не являются идентичными коду 20009 и не позволяют передать в адрес Министерства информацию, предусмотренную Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729, суд пришел к выводу о законности действий Министерства по аннулированию ранее выданной обществу аккредитации.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласие было подано обществом 26.10.2022 и оформлено по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@, действующим на момент подачи согласия, то есть требования подпункта "д" пункта 4 Положения было исполнено обществом. Указанный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1085.
Суд апелляционной инстанции указал, что в приложении N 3 к указанному приказу ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ приведен Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными, который не содержит код 20009.
Также суд апелляционной инстанции указал, что ООО "СЦР" дало согласие на признание общедоступными следующих сведений: код 100 - сведения о физическом лице; код 0200 - сведения об организации; код 0300 - сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности; код 400 - Сведения о счетах в банках и лицевых счетах, движениях денежных средств по счетам в банках; код 0500 - сведения, полученные по результатам налогового контроля; код 0600 - сведения о сумме налога (авансового платежа), сбора, страховых взносов исчисленных организации; код 900 - Сведения о сумме налога, подлежащей возмещению из бюджета; код 1000 - сведения об объектах налогообложения; код 1100 - сведения из налоговых деклараций (расчетов); код 1200 - Сведения о доходах физических лиц; код 1300- сведения о страховых взносах; код 1400 - иное.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что общество указало в согласии от 26.10.2022 сведения, которые позволяют Министерству получить информацию о доходах организации и среднемесячном размере выплат, соответственно, цель предоставления согласия достигнута.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности действий Министерства по аннулированию государственной аккредитации ООО "СЦР" в качестве организации осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
В качестве способа восстановления нарушенного права, суд возложил на Министерство обязанность восстановить в отношении ООО "СЦР" записи за номером 16225 в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Вопреки доводам кассационной жалобы Министерства, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на правильном применении норм права с учетом таких обстоятельств.
Несогласие заявителя с выводами суда апелляционной инстанции не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права, иная оценка обстоятельств не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 по делу N А40-54858/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение апелляционного суда, восстановившее аккредитацию организации, занимающейся информационными технологиями. Суд установил, что аннулирование аккредитации было незаконным, поскольку организация предоставила необходимые согласия на раскрытие сведений, соответствующие требованиям законодательства. Министерство не смогло обосновать свои действия, что подтвердило правильность выводов апелляционного суда.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2024 г. N Ф05-35302/23 по делу N А40-54858/2023