г. Москва |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А41-16367/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 21.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Цыку Иона - Белимова А.Н. (представителя по доверенности от 02.01.2024),
от Администрации Дмитровского городского округа Московской области - Поповой Я.В. (представителя по доверенности от 11.01.2024),
от общества с ограниченной ответственностью "Конвент-2010" - Филипповой М.Ю. (представителя по доверенности от 28.11.2023),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 14.03.2024 в судебном заседании кассационные жалобы Администрации Дмитровского городского округа Московской области и общества с ограниченной ответственностью "Конвент-2010"
на решение от 31.08.2023
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 21.11.2023
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-16367/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Цыку Иона
к Администрации Дмитровского городского округа Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "Конвент-2010"
об оспаривании бездействия, решений (действия), договора, ответа, расторжении дополнительного соглашения к договору, обязании совершить действия,
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Цыку Ион (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом принятых судом уточнений, к Администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Конвент-2010" (далее - общество), в котором просил:
1. признать незаконным бездействие администрации в исполнении требований статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Постановления Правительства Московской области от 16.11.2021 N 1170/4 "Порядок организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг на них", выразившееся в не проведении аукциона (торгов) в электронной форме согласно заявке предпринимателя от 07.12.2022 и общества от 09.12.2022 на определение организатора ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь;
2. признать незаконным решение администрации, выразившееся в не проведении аукциона (торгов) в электронной форме согласно заявке предпринимателя от 07.12.2022 и общества от 09.12.2022 на определение организатора ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь и в принятии мер по проведению публичных торгов (аукциона);
3. признать незаконным бездействие администрации в принятии мер по публикации информации об обращении на право организации ярмарок предпринимателя от 06.12.2022, от 19.12.2022 N 103, заявки общества от 09.12.2022, договора N 143 от 15.12.2022 и дополнительного соглашения N 1/10 от 03.03.2023 на официальном сайте органа местного самоуправления - Администрация Дмитровского городского округа Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на право организации ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь;
4. признать незаконным решение администрации об отказе в принятии заявки предпринимателя от 06.12.2022, зарегистрированной 07.12.2022, выразившееся в официальном ответе N 24853/05-25 от 23.12.2022, послужившее основанием не проведения аукциона (торгов) на определение организатора ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь в соответствии с заявками предпринимателя от 07.12.2022 и общества от 09.12.2022;
5. признать незаконным ответ N 24853/05-25 от 23.12.2022 администрации, как ограничивающий в участии предпринимателя в торгах на определение организатора ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь в соответствии с заявками предпринимателя от 07.12.2022 и общества от 09.12.2022 в администрацию;
6. признать незаконным решение (бездействие) администрации, выразившееся в отказе принятии заявки, зарегистрированной от 07.12.2022, послужившее не проведению аукциона (торгов) аукциона (торгов) в электронной форме согласно заявке предпринимателя от 07.12.2022 и общества от 09.12.2022 на определение организатора ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь, чем допущено нарушение прав и законных интересов в осуществлении предпринимательской деятельности предпринимателя;
7. признать незаконным решение (действия) администрации, выразившееся в заключении договора N 143 от 15.12.2022 на организацию ярмарок на месте проведения ярмарок, включенном в сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Московской области по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь, заключенный с обществом, без проведения публичных торгов в электронной форме согласно заявке предпринимателя от 07.12.2022 и общества от 09.12.2022, приведшее незаконно и необоснованно к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов предпринимателя, как хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, в том числе в участии публичных торгах (аукционе) на организацию ярмарок по адресному ориентиру г. Дмитров, Советская площадь с 16.12.2022 по дату - 26.12.2027;
8. признать незаконным решение администрации, выразившееся в заключении договора N 143 от 15.12.2022 на организацию ярмарок на месте проведения ярмарок, включенном в Сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Московской области по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь, заключенный администрацией Дмитровского городского округа, как на основании рассмотрения единственной заявки от 09.12.2022 на организацию ярмарки с обществом;
9. признать договор N 143, заключенный от 15.12.2022 на организацию ярмарок на месте проведения ярмарок, включенном в Сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Московской области по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь, заключенный администрацией с обществом, недействительным и незаконным, способствующий необоснованному и незаконному проведению ярмарок обществом, как организатора на даты: 16.12.2023 - 18.12.2022; 19.12.2023 - 25.12.2022; 06.01.2023 - 08.01.2023; 09.01.2023 - 15.01.2023; 10.02.2023 - 12.02.2023; 13.02.2023 - 19.02.2023; 03.03.2023 - 05.03.2023; 06.03.2023 - 12.03.2023; 07.04.2023 - 09.04.2023; 10.04.2023 - 16.04.2023; 12.05.2023 - 14.05.2023; 15.05.2023 - 21.05.2023; 05.06.2023 - 11.06.2023; 19.06.2023 - 25.06.2023; 03.07.2023 - 09.07.2023; 17.07.2023 - 13.08.2023; 07.08.2023 - 13.08.2023; 21.08.2023 - 27.08.2023; 04.09.2023 - 10.09.2023; 18.09.2023 - 24.09.2023; 02.10.2023 - 08.10.2023; 16.10.2023 - 22.10.2023; 06.11.2023 - 12.11.2023; 20.11.2023 - 26.11.2023; 04.12.2013 - 10.12.2023; 25.12.2023 - 31.12.2023. С учетом дополнительного соглашения N 1/10 от 03.03.2023 по дату - 26.12.2027, в обход федерального законодательства и несоответствующий действующему антимонопольному законодательству и законодательству Московской области, без проведения публичных торгов в электронной форме согласно заявке предпринимателя от 06.12.2022 и общества от 09.12.2022 на определение организатора ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь;
10. обязать администрацию провести торги в форме аукциона (торгов) на право заключения договора на организацию ярмарок и определения организатора ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь, согласно заявкам предпринимателя от 06.12.2022 и общества от 09.12.2022;
11. расторгнуть дополнительное соглашение N 1/10 от 03.03.2023 к договору N 143 от 15.12.2022 на право организации ярмарок на Советской площади без проведения торгов по 26.12.2027 включительно;
12. обязать администрацию провести торги (аукцион) в электронной форме согласно заявкам предпринимателя от 07.12.2022 и общества от 09.12.2022 на определение организатора ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь сроком на 12 месяцев и более, с такой же периодичностью, как за предыдущее время по утвержденным органом местного самоуправления, датам: 21.08.2023 - 27.08.2023; 04.09.2023 - 10.09.2023; 18.09.2023 - 24.09.2023; 02.10.2023 - 08.10.2023; 16.10.2023 - 22.10.2023; 06.11.2023 - 12.11.2023; 20.11.2023 - 26.11.2023; 04.12.2013 - 10.12.2023; 25.12.2023 - 31.12.2023.
В качестве третьего лица в деле участвует Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023, заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в не проведении аукциона (торгов) в электронной форме согласно заявке предпринимателя от 07.12.2022 и общества от 09.12.2022 на определение организатора ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь. Признан недействительным договор на организацию ярмарок N 143 от 15.12.2022, заключенный между администрацией и обществом. Суд обязал администрацию возложена обязанность провести торги в форме аукциона на право заключения договора на организацию ярмарок и определения организатора ярмарки по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь, согласно заявкам предпринимателя от 06.12.2022 и общества от 09.12.2022. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационных жалобах администрация и общество просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие обстоятельствам выводов судов.
В судебном заседании представители администрации и общества поддержали доводы и требования кассационных жалоб.
Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения жалоб.
Управление, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя не направило.
В приобщении к материалам дела дополнения администрации к кассационной жалобе отказано ввиду отсутствия на то процессуальных оснований, предусмотренных нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: данное дополнение содержит дополнительные доводы по обстоятельствам; направлено за пределами, установленного срока подачи кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - министерство) 06.12.2022 издано распоряжение N 19РВ-435 "О внесении изменений в Сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Московской области", согласно которому определено дополнительно место проведения ярмарки: - Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь.
Предприниматель 07.12.2022 на электронную почту администрации dmit@mosreg.ru направил заявку на проведение ярмарки N 101 от 06.12.2022.
Предпринимателем 19.12.2022 на данный адрес электронной почты администрации повторно направил заявку от 19.12.2022 N 103 на проведение ярмарки.
Предпринимателем 23.12.2022 от администрации получен ответ на заявку от 07.12.2022, согласно которому предпринимателю отказано в удовлетворении заявки на проведение ярмарки, поскольку согласно абзацу 2 пункта 16.3 Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 16.11.2021 N 1170/40 (далее - Порядок), заявление на право организации ярмарки от юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей подается в орган местного самоуправления в письменной форме или в форме электронного документа в срок не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения ярмарки, указанной в реестре ярмарок.
Предприниматель 23.12.2022 от администрации получил также ответ на заявку от 19.12.2022, согласно которому предпринимателю отказано в удовлетворении заявки на проведение ярмарки в связи с тем, что администрацией заключен договор на право организации ярмарки по адресному ориентиру, указанному предпринимателем, до ее подачи.
Распоряжение министерства от 06.12.2022 N 19РВ-435 "О внесении изменений в Сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Московской области" опубликовано и вступило в законную силу 06.12.2022.
Предприниматель пришел к выводу об отсутствии у администрации оснований для отказа в удовлетворении заявки предпринимателя.
При этом на сайте администрации опубликовано заявление общества от 03.12.2022 об организации ярмарки, которое через некоторое время было удалено.
Согласно реестру ярмарок за декабрь 2022 года, январь 2023 года, февраль 2023 года и март 2023 года, общество является организатором проведения ярмарок в г. Дмитров, Советская площадь: 16.12 - 18.12.2022; 19.12 - 25.12.2022; 06.01 - 08.01.2023; 09.01 - 15.01.2023; 10.02 - 12.02.2023; 13.02 - 19.02.2023; 03.03 - 05.03.2023.
Таким образом, администрацией получено два заявления об организации проведения ярмарок по адресу: Дмитровский г.о., г. Дмитров, Советская площадь, в именно: от общества и от предпринимателя.
Поэтому с учетом абзаца второго пункта 16.3 Порядка у администрации возникла обязанность принять решения о проведении торгов на право организации ярмарок, в соответствии с пунктом 16 Порядка, то есть в форме открытого аукциона в электронной форме.
Однако, несмотря на поступление заявки предпринимателя, право организации ярмарок предоставлено обществу без проведения аукциона.
В результате администрацией и обществом заключен договор на организацию ярмарок от 15.12.2022 N 143, а в дальнейшем и дополнительное соглашение от 03.03.2023 N 1/10 к договору.
Исходя из того, что администрацией не исполнена предусмотренная законом обязанность по принятию решения о проведении торгов на право организации ярмарок, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, частью 6 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктом 16 Порядка, пунктами 4, 8.1 Примерного положения о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на организацию ярмарок на месте организации ярмарок, включенном в Сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 16.11.2021 N 1170/40, принимая во внимание, что заявка на проведение ярмарки N 101 от 06.12.2022 была подана предпринимателем 07.12.2022, то есть после опубликования и вступления в силу распоряжения министерства от 06.12.2022 N 19РВ-435 "О внесении изменений в Сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Московской области", пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае, с учетом изложенных обстоятельств дела, администрацией, действительно, не исполнена установленная действующими нормативными правовыми актами обязанность по принятию решения о проведении торгов на право организации ярмарок в форме открытого аукциона в электронной форме, что привело к ограничению (устранению) конкуренции при определении хозяйствующего субъекта, которому должно быть предоставлено право организации ярмарок в местах проведения ярмарок на территории г.о. Дмитров Московской области.
Вопреки мнению администрации и общества, данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационных жалоб администрации и общества, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 288 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Таких и иных оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов из материалов дела и доводов кассационной жалобы не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.08.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 по делу N А41-16367/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал бездействие администрации незаконным, так как она не провела аукцион на организацию ярмарки, несмотря на поступившие заявки. Договор, заключенный с другим лицом без торгов, был признан недействительным. Суд обязал администрацию провести торги в электронной форме в соответствии с заявками, что обеспечит соблюдение антимонопольного законодательства и прав предпринимателя.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 марта 2024 г. N Ф05-268/24 по делу N А41-16367/2023