г. Москва |
|
25 марта 2024 г. |
Дело N А40-99441/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 25.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Федуловой Л. В.,
судей Архиповой Ю.В., Красновой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" - Шумаков И.С. (доверенность от 19.12.2023);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве - Варламова Ю.А. (доверенность от 05.10.2023);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Кудрицкая О.Г. (доверенность от 15.01.2024);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А40-99441/2023
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер",
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете в отношении здания караульного помещения (гауптвахты) с кадастровым номером 77:17:0120203:1416, расположенного по адресу: г. Москва, вн.тер.г. поселение "Мосрентген", поселок завода Мосрентген, Музыкальный проезд, д. 4, стр. 11, оформленного уведомлением от 06.03.2023 N КУВД-001/2022-53221850/12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" (далее - ФГКУ "ЦСООР "Лидер").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023, заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы Управление ссылается на нарушение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от ТУ Росимущества в г. Москве и ФГКУ "ЦСООР "Лидер" поступили отзывы на кассационную жалобу, которые приобщены к материалам дела в соответствии со статьей 279 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, представители ТУ Росимущества в г. Москве и ФГКУ "ЦСООР "Лидер" возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, здание - караульное помещение (гауптвахта) с кадастровым номером 77:17:0120203:1416, расположенное по адресу: г. Москва, вн.тер.г. поселение "Мосрентген", поселок завода Мосрентген, Музыкальный проезд, д. 4, стр. 11, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "ЦСООР "Лидер" МЧС России (войсковая часть 35489).
Земельный участок (кадастровый номер: 77:17:0120203:1795) общей площадью 56819 кв. м, на котором расположено данное здание, также находится в собственности Российской Федерации и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "ЦСООР "Лидер".
На основании распоряжения Министерства государственного имущества Российской Федерации от 28.04.1998 N 384-р "О передаче комплекса зданий и сооружений военного городка "Теплый Стан" Росспецстроя" здание караульного помещения, было передано на баланс ФГКУ "ЦСООР "Лидер".
Согласно акту приема-передачи комплекса зданий и сооружений от 22.06.1999 караульное помещение - 2-этажное кирпичное здание с мягкой кровлей, имеет спец.подвал, оборудованный системой вентиляции, электроснабжения, водопровода, отопления и канализации. Подвал залит водой с 1985 года. К эксплуатации здание караульного помещения и подвал без капитального ремонта или реконструкции непригодны.
При оформлении технических паспортов, в целях постановки на кадастровый учет в 2010 году, площадь подвальных помещений не учитывалась из-за отсутствия возможности проведения соответствующих замеров по причине затопления помещений подвала водой. Постановка объекта на кадастровый учет осуществлена на основании данных, указанных в техническом паспорте от 22.07.2010, в котором учтена только площадь первого и второго этажа без указания площади подвала, составившая 355,4 кв. метра.
Вместе с тем после работ по капитальному ремонту 2-х этажей в 2011 году, согласно техническому паспорту объекта от 15.11.2011, общая площадь здании составила 352,0 кв. метра. В связи с планируемой реконструкцией здания запрос на изменение сведений в ЕГРН не направлялся.
10.04.2012 ФГКУ "ЦСООР "Лидер" (ранее - ФГКУ "294 центр по проведению спасательных операций особого риска МЧС России") Управлением государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации выдано разрешение на строительство N RU50503000-197/315 - реконструкция здания караульного помещения (гауптвахты) общей площадью 199,4 кв. метра (согласно проектной документации планировалось проведение реконструкции подвальных помещений).
В связи с поэтапным финансированием и изменением ценовой политики на проведение реконструкции ряда объектов ФГКУ "ЦСООР "Лидер" Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации выдано другое разрешение на строительство N 77-77240000-1076-2017-153 от 16.06.2017, взамен ранее выданного в 2012 году, где общая площадь здания указана без площади подвального помещения и составила 352,0 кв. метра.
22.12.2017 ФГКУ "ЦСООР "Лидер" на основании технического плана здания от 22.09.2017 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 77-77240000-969-2017-153, в котором указаны следующие размеры: по проекту площадь объекта - 352,0 кв. метра; фактически: площадь объекта - 557,3 кв. м.
Разница между данными площадями составляет 205 кв. метров, что с учетом погрешности соответствует площади неучтенного в 2010 году подвального помещения -199,4 кв. метров, запланированного к реконструкции в 2012 году.
В рамках мероприятий по внесению изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН после проведенной реконструкции, а также определения месторасположения контура зданий на кадастровом плане территории ФГКУ "ЦСООР "Лидер" заключен Государственный контракт N 199-22 от 17.10.2022 с Муниципальным предприятием городского округа Тольятти "Инвентаризатор" на выполнение вышеуказанных работ.
В результате технической инвентаризации кадастровым инженером составлен технический план здания.
29.11.2022 ФГКУ "ЦСООР "Лидер" поданы документы в Управление для внесения изменений в основные характеристики объекта недвижимости без регистрации права.
06.03.2023 ФГКУ "ЦСООР "Лидер" получено уведомление N КУВД-001/2022-53221850/12 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Основанием отказа в регистрации явилось то, что площадь здания, указанная в разрешении на ввод от 22.12.2017 N 77-77240000-969-2017-153 объекта капитального строительства в эксплуатацию отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство от 16.06.2017 N 77-77240000-1076-2017-153, а также технические недоработки, которые устраняются путем внесения кадастровым инженерном изменений в конструктивные составляющие технического плана.
Полагая, что отказ Управления нарушает законные права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявление, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями статей 14, 24, 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что ФГКУ "ЦСООР "Лидер" не производило действий по самовольному возведению (пристройке) и увеличению технико-экономических показателей, включая площадь здания; работы по реконструкции выполнялись в границах существующего объекта недвижимости - здания караульного помещения (гауптвахты); основной целью реконструкции являлось сохранение прочностных, физических и других свойств, устанавливаемых при проектировании, и обеспечение нормальной эксплуатации здания в течение всего расчетного срока службы; разночтения в площадных характеристиках являются реестровой ошибкой - оформление документов осуществлено без учета площади подвала здания караульного помещения с сохранением действительной этажности (всего 3 этажа, в том числе 1 подземный), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в государственном кадастровом учете.
При этом суды отметили, что действие пункта 61 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, вступившие в силу в 2020 году, не может распространяться на правоотношения (выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22.12.2017 N 77-77240000-969-2017-153), возникшие за несколько лет до этого.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А40-99441/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
Ю.В. Архипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявление, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями статей 14, 24, 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что ФГКУ "ЦСООР "Лидер" не производило действий по самовольному возведению (пристройке) и увеличению технико-экономических показателей, включая площадь здания; работы по реконструкции выполнялись в границах существующего объекта недвижимости - здания караульного помещения (гауптвахты); основной целью реконструкции являлось сохранение прочностных, физических и других свойств, устанавливаемых при проектировании, и обеспечение нормальной эксплуатации здания в течение всего расчетного срока службы; разночтения в площадных характеристиках являются реестровой ошибкой - оформление документов осуществлено без учета площади подвала здания караульного помещения с сохранением действительной этажности (всего 3 этажа, в том числе 1 подземный), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в государственном кадастровом учете.
При этом суды отметили, что действие пункта 61 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, вступившие в силу в 2020 году, не может распространяться на правоотношения (выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22.12.2017 N 77-77240000-969-2017-153), возникшие за несколько лет до этого.
...
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А40-99441/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2024 г. N Ф05-2456/24 по делу N А40-99441/2023