город Москва |
|
29 марта 2024 г. |
Дело N А40-117693/23-17-957 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: не явились, явились;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: Алиевой Х.Н. (дов. N Д-19/2024 от 15.01.2024 г.);
от третьего лица ООО "Т.К. Гардиан": не явились, извещены;
рассмотрев 20 марта 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2023 г.
по делу N А40-117693/23-17-957
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Т.К. Гардиан",
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Т.К. Гардиан" (далее - ООО "Т.К. Гардиан", общество, третье лицо) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:155, площадью 1 696 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, внутригородская территория муниципального округа Орехово-Борисово Северное, ул. Генерала Белова, земельный участок 8 (далее - земельный участок), на основании договора аренды земельного участка предоставляемого правообладателю зданий, сооружений, расположенных на земельном участке от 25 августа 2022 г. N М-05-059074, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) для целей эксплуатации торгового комплекса под бытовое обслуживание, магазины, общественное питание в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка, со сроком действия до 18 августа 2071 г. (далее - договор аренды).
По данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) установлен вид разрешенного использования земельного участка - "бытовое обслуживание. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) (3.3); магазины. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м (4.4); общественное питание. Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6)".
На указанном земельном участке расположено здание торгового комплекса с кадастровым номером 77:05:0011004:13358, площадью 4 580,6 кв.м, принадлежащее на праве собственности ООО "Т.К. Гардиан" (запись регистрации в ЕГРН от 18 мая 2020 г. N 77:05:0011004:13358-77/011/2020-1).
На основании обращения ООО "Т.К. Гардиан" по вопросу предоставления государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" Департаментом в соответствии с положениями статей 7, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлений Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" издано распоряжение от 24 апреля 2023 г. N 25143 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:155" (далее - распоряжение), согласно которому установлен вид разрешенного использования земельного участка - 3.3. бытовое обслуживание; 3.4.1. амбулаторно-поликлиническое обслуживание; 4.4. магазины; 4.6. общественное питание.
17 мая 2023 г. Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия о виде разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:155 (номер заявления N КУВД-001/2023-20255740).
Уведомлением от 19 мая 2023 г. N КУВД-001/2023-20255740/1 Управление Росреестра по Москве отказало во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению Департамента от 17 мая 2023 г. N КУВД-001/2023-20255740 в отношении земельного участка на основании части 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), указав на наличие противоречий между видом разрешенного использования, указанным в договоре аренды, и распоряжением.
По сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0011004:155 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0011004:13358 с наименованием - "Торговый комплекс". С целью получения дополнительных документов и сведений регистрационным органом направлен запрос в адрес ГБУ МосгорБТИ г. Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгорстройнадзор), Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) (запрос от 14 декабря 2022 г. N 04-11645/2022) для получения сведений об объекте капитального строительства, расположенного в границах земельного участка. Из ответа Мосгорстройнадзора от 12 января 2023 г. N 09-9375.22-1 следует, что застройщику - ООО "Т.К. Гардиан" было оформлено разрешение на строительство объекта "Торговый комплекс" от 31 января 2018 г. N 77-172000-016322-2018. Указанное здание введено в эксплуатацию актом ввода от 24 апреля 2020 г. N 77-172000-009484-2020.
Дополнительно регистрационным органом указано на то, что согласно зарегистрированной в сведениях ЕГРН записи об аренде земельного участка N 77:05:0011004:155-77/051/2022-8 земельный участок с кадастровым номером 77:05:0011004:155 представлен в пользование на условиях аренды для эксплуатации торгового комплекса под бытовое обслуживание, магазины, общественное питание в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка. Вместе с тем, согласно пункту 5.2.1 договора аренды арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и условиями его предоставления и надлежащим образом исполнять все условия настоящего договора.
В целях устранения допущенных нарушений регистрационным органом рекомендовано представить выбор вида разрешенного использования в соответствии с объектом капитального строительства, расположенном в границах земельного участка.
Считая свои права нарушенными, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:155 в соответствии с распоряжением Департамента от 24 апреля 2023 г. N 25143 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:155".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Т.К. Гардиан".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2023 г., в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие у регистрационного органа оснований для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения ВРИ земельного участка, установленного распоряжением.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители Департамента и ООО "Т.К. Гардиан" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Судом кассационной инстанции было удовлетворено ходатайство Департамента о проведении судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме "онлайн-заседания", однако представитель к системе онлайн-заседания не подключился, о невозможности подключения не сообщил, в связи с чем суд перешел к рассмотрению кассационной жалобы в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Департамента, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с учетом того, что средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Управления Росреестра по Москве, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства, поскольку в представленных на государственную регистрацию документах регистрационным органом выявлены противоречия между видом разрешенного использования земельного участка, указанным в договоре аренды и распоряжением Департамента от 24 апреля 2023 г. N 25143 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:155" с учетом назначения здания.
Судами указано на то, что заявителем в регистрационный орган не было представлено дополнительное соглашение к договору аренды, за получением которого ООО "Т.К. Гардиан" обращалось в Департамент и которое бы устраняло противоречия между видом разрешенного использования, указанным в договоре аренды и распоряжении.
Между тем судами не учтено следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона о государственной регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу пункта 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты, фиксирующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах территориальных зон города Москвы, являются неотъемлемой частью ПЗЗ.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительными регламентами, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" земельный участок с кадастровым номером 77:05:0011004:155 расположен в границах территориальной зоны "0616004", для которой предусмотрено установление видов разрешенного использования с кодами - 1.14, 1.15, 1.17, 1.18, 2.7.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2.2, 3.2.3, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.4.2, 3.5.1, 3.5.2, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.3, 3.7.1, 3.7.2, 3.8, 3.8.1, 3.8.2, 3.9.1, 3.9.2, 3.9.3, 3.10.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.8.1 (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 апреля 2022 г. N 781-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП").
На основании обращения ООО "Т.К. Гардиан" от 18 апреля 2023 г. N ДГИ-116956/23-(0)-0 по вопросу предоставления государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" Департаментом издано распоряжение от 24 апреля 2023 г. N 25143 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:155" (далее - распоряжение), согласно которому установлен вид разрешенного использования земельного участка - 3.3. бытовое обслуживание; 3.4.1. амбулаторно-поликлиническое обслуживание; 4.4. магазины; 4.6. общественное питание.
Установленный распоряжением вид разрешенного использования земельного участка не противоречит фактическому использованию объекта недвижимости, расположенного в границах земельного участка, соответствует ПЗЗ, в границах которой расположен земельный участок, согласован с арендатором земельного участка (ООО "Т.К. Гардиан").
Распоряжение Департамента издано в рамках предоставленных полномочий и является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка.
Выводы судов о необходимости предоставления Департаментом в регистрационный орган одновременно с распоряжением подписанного с обществом дополнительного соглашения об изменении цели использования земельного участка не основаны на нормах права.
Указывая на то, что изменение вида разрешенного использования земельного участка его публичным собственником не предполагает произвольных действий данного собственника и не может быть произведено без учета назначения здания, находящегося в частной собственности и расположенного на соответствующем земельном участке, суды не учли, что изменение вида разрешенного использования произведено по заявлению собственника здания, расположенного на земельном участке.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2023 г. по делу N А40-117693/23-17-957 отменить.
Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 19 мая 2023 г. N КУВД-001/2023-20255740/1 об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:155.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:155 в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 24 апреля 2023 г. N 25143 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:155".
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции признал незаконным отказ регистрационного органа во внесении изменений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка, установив, что данный отказ был основан на неправомерном толковании норм права. Суд обязал регистрационный орган осуществить действия по государственному кадастровому учету в соответствии с распоряжением о выборе вида разрешенного использования, удовлетворив требования заявителя.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 марта 2024 г. N Ф05-4201/24 по делу N А40-117693/2023