г. Москва |
|
29 марта 2024 г. |
Дело N А41-55015/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В. (единолично),
при участии в заседании:
от истца: Чиркова Н.В. по дов. от 26.04.2022;
от ответчика: Таналина Я.К. по дов. от 21.03.2024, Королева Н.В. по дов. от 28.12.2023;
рассмотрев 22 марта 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис"
на решение от 28 августа 2023 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 03 ноября 2023 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятые в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис"
к Московской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Мэйджор Карго Сервис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 06.06.2023 N 10013000-003879/2023, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2023 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 28 августа 2023 года оставлено без изменения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит суд округа решение Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2023 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2023 года отменить, принять новый судебный акт, признать постановление по делу об административном правонарушении N 10013000-003879/2023 от 06.06.2023 о привлечении ООО "Мэйджор Карго Сервис" к административной ответственности в виде штрафа в размере 15034 руб. 77 коп. незаконным и отменить.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2024 года, судебное заседание арбитражного суда по рассмотрению кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" назначено на 22 марта 2024 года в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции.
Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.
От ООО "Мэйджор Карго Сервис" поступили дополнения к кассационной жалобе, которые приняты судебной коллегией в качестве правовой позиции.
Письменный отзыв, дополнения и возражения на отзыв представлены в материалы дела.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев дело с вызовом сторон, изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, считает, что обжалуемые решение Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2023 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2023 года по делу N А41-55015/2023 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, 30 августа 2021 года ООО "Мэйджор Карго Сервис" от имени и по поручению ООО "ФАБРИКА РТТ" на основании договора таможенного представителя с декларантом от 09.11.2018 N 0092/06-18-538 на Московский областной таможенный пост (ЦЭД) в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" на товар "система лучевой терапии TRUEBEAM" (код ТН ВЭД ЕАЭС - 9022140000, производитель - "VARIAN MEDICAL SYSTEMS, INC", условия поставки - "FCA-Виднау) подана ДТ N 10013160/300821/0531966.
Ввоз товара на территорию ЕАЭС но ДТ N 10013160/300821/0531966 осуществлен на основании контракта от 23.04.2021 N С-2021-13/04, заключенного между компанией "Varian Medical Systems International AG" (Швейцария) и ООО "ФАБРИКА РТТ" (Россия).
Таможенная стоимость товара определена и заявлена таможенным представителем в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по 1 методу.
В качестве документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, в ходе совершения таможенных операций таможенным представителем представлены в электронном виде следующие документы: контракт на поставку, инвойс к контракту, Декларация таможенной стоимости (далее - ДТС-1), товаросопроводительные документы (CMR, счета-фактуры на перевозку, выставленные экспедитором).
Графа 17 ДТС-1 "Расходы на перевозку "транспортировку" ввозимых товаров" по проверяемому товару заявлена таможенным представителем на основе сведений, указанных в выставленном экспедитором счете, а именно - транспортные расходы от места отправления до места ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС в сумме 372 917 руб. 72 коп.
Транспортно-экспедиционные услуги по организации перевозки проверяемого товара по ДТ N 10013160/300821/0531966 осуществляло ООО "Мэйджор Карго Сервис", которое так же является таможенным представителем.
В соответствии с пунктом 1.3 договора от 09.11.2018 N 0092/06-18-538 ООО "Мэйджор Карго Сервис" принимает на себя обязанности по организации перевозок грузов всеми видами транспорта и транспортно-экспедиционное обслуживание грузов по заявкам ООО "ФАБРИКА РТТ", которые приравниваются к поручениям экспедитору.
Также в соответствии с пунктом 2.13 ООО "Мэйджор Карго Сервис" вправе привлекать третьих лиц для исполнения своих обязательств по Договору.
Согласно пункту 6.1 договора от 09.11.2018 N 0092/06-18-538 стоимость услуг по данному договору определяется в размере, согласованном сторонами в приложениях к договору (заявках). Оплата услуг производится ООО "ФАБРИКА РТТ" на условиях 100% предоплаты на основании счетов, выставленных ООО "Мэйджор Карго Сервис".
Согласно договору на транспортно-экспедиционное обслуживание разделение стоимости перевозки до места ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и после ввоза - до места назначения, не предусмотрено. Местом начала оказания услуг транспортно-экспедиционных услуг является Швейцария, а местом окончания - место разгрузки на территории РФ.
В соответствии с запросом таможенного органа ООО "Мэйджор Карго Сервис" общество письмом от 26.10.2022 N 1283 представило договор на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию и таможенному декларированию от 09.11.2018 N 0092/06-18-538, заявку на оказание услуг по доставке груза от 19.08.2021 N 10-506057, счет от 25.08.2021 N 34194/2100300, счет от 15.12.2021 N 34194/2100470, счет-фактуру от 21.12.2021 N 12.21.227, счет-фактуру от 02.09.2021 N 09.02.092, выставленные Экспедитором, а также платежное поручение от 15.09.2021 N 1708, подтверждающее оплату по выставленному счету.
В ответ на запросы таможенного органа непосредственными перевозчиками (УП "АТЭП-11" и ОАО "Биартрас") представлены копии договора на перевозку груза автомобильным транспортном от 04.01.2016 N 1, договора перевозки грузов от 03.05.2006 N 9, транспортного заказа от 25.08.2021 N В/35/24/21/23, транспортного заказа от 18.08.2021 N 1535, CMR от 24.08.2021 N 749-0721-0303, от 23.08.2021 N 749-0821-0305, счета от 02.09.2021 N 4525, от 02.09.2021 N 4524, от 08.09.2021 N 1045, акта о выполненных работах (оказанных услугах) от 02.09.2021 N 4525.
Согласно документов и сведений, полученных от компаний-перевозчиков УП "АТЭП-11" и ОАО "Биартрас" показал, что непосредственные перевозчики выставили счета за транспортировку товаров от места отправления (Швейцария) до конечного места назначения (Россия), то есть без разделения стоимости услуг по перевозке до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС и после прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
В связи с чем суды, в обоснование выводов о законности оспариваемого постановления указали, что сведения о таможенной стоимости товаров в части, касающейся доначислений к стоимости сделки в размере расходов на перевозку ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС, заявленные в проверяемой ДТ, не подтверждены документами и сведениями, представленными лицами, непосредственно осуществляющими перевозку товаров, а выделение экспедитором из стоимости услуг по организации перевозки и ТЭО стоимость оказания услуг после прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС является произвольным и не подтверждается предшествующими договорами и выставленными счетами на перевозку лицами, которые осуществляли непосредственную перевозку товаров по проверяемой ДТ, в связи с чем суды пришли к выводу, что таможенным представителем в нарушение пункта 3 статьи 40 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров по проверяемым ДТ заявлены сведения о дополнительных начислениях к цене товаров, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС (расходы на перевозку (транспортировку) товаров) на основании документально неподтвержденной информации.
По факту указания недостоверных сведений таможенным представителем ООО "Мэйджор Карго Сервис" в спорной ДТ уполномоченным должностным лицом Тверской таможни в отношении ООО "Мэйджор Карго Сервис" составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением о назначении административного наказания от 06.06.2023 N 10013000-003879/2023 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере однократной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, что составило 15 034 руб. 77 коп.
Отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, суд округа исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ административным правонарушением признается заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Следовательно, к обстоятельствам, имеющим значение при установлении объективной стороны состава данного административного правонарушения, относится достоверность декларирования сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров - их соответствие действительности, а также то, могло ли недостоверное декларирование соответствующих сведений привести к освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов или к занижению их размера.
Статья 4 Соглашения предусматривает, что таможенной стоимостью ввозимых товаров по общему правилу является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза - общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (пункты 1 и 2).
В силу пункта 2 статьи 5 Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом (таможенным представителем) и подтверждены им документально.
По смыслу взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 5 Соглашения (пункт 3 статьи 39 и подпункт 2 пункта 2 статья 40 Таможенного кодекса) выделение названного компонента из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар, предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию, а также необходимость подтверждения характера и размера упомянутых расходов.
При этом таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса. Соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку) товаров, обозначенных в данной норме, может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров (транспортной экспедиции, перевозки и т.п.).
Если декларантом не выполнены условия, при которых расходы на транспортировку исключаются из таможенной стоимости, таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть достоверно определена первым методом.
На основании абзаца второго пункта 15 статьи 38 Таможенного кодекса в этом случае таможенная стоимость подлежит определению с использованием иных методов. В частности, на основании пункта 2 статьи 45 Таможенного кодекса таможенная стоимость может определяться резервным способом - путем вычета из контрактной цены товаров расчетной величины расходов на перевозку (транспортировку), исходя из имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений о тарифах на перевозку.
Согласно части 2 статьи 16.2 КоАП РФ обязательным элементом объективной стороны административного правонарушения, установленного данной нормой, является освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера, либо наличие возможности наступления этих последствий в результате недостоверного декларирования, в том числе, недостоверного заявления сведений об их таможенной стоимости.
Таким образом, невыполнение декларантом условий для вычета транспортных расходов из таможенной стоимости, определенной по первому методу, само по себе не является достаточным основанием для наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Для вывода о наличии состава административного правонарушения и назначения наказания требуется установить правильный размер таможенной стоимости, применив иной метод таможенной оценки, в частности, с использованием имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений об обычных транспортных тарифах.
Как указывает кассатор, в обоснование документального подтверждения указания величины расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС им были представлены таможенному органу счет ООО "Мэйджор Карго Сервис" от 25.08.2021 N 34194/2100300 на общую сумму 895 367 703 руб. с разбивкой услуг (организация транспортно-экспедиционного обслуживания - 673 613,01; организация страхования груза - 198 754,02; услуги по таможенному оформлению - 23000,00, счет-фактура ООО "Мэйджор Карго Сервис" от 25.08.2021 N 34194/2100300 с указанием сведений (разбивка) по стоимости организации транспортно-экспедиционного обслуживания по маршруту: Германия-граница ТС - 372 917 руб. 72 коп. и по маршруту граница ТС - РФ - 248 611 руб. 81 коп., кроме того, в рамках заключенного договора на оказание услуг с ООО "ФАБРИКА РТТ" от 09.11.2018 N 0092/06-18-538 осуществляло оказание услуг по таможенным операциям в отношение товаров и транспортно-экспедиционных услуг, ООО "Мэйджор Карго Сервис" выставило в адрес ООО "ФАБРИКА РТТ" счет N 34194/2100300 от 25.08.2021 на общую сумму 895367,03 руб. с разбивкой услуг (Организация транспортно-экспедиционного обслуживания - 673613,01; Организация страхования груза - 198754,02; Услуги по таможенному оформлению - 23000,00, счет-фактуру N 34194/2100300 от 25.08.2021 с указанием сведений (разбивка) стоимости организации транспортно-экспедиционного обслуживания по маршруту: Германия граница ТС - 372917,72 руб. и по маршруту граница ТС - РФ - 248611,81 руб., кассатор указал, что ООО "Мэйджор Карго Сервис" заключило договор от 03.08.2021 N МКС/2021/П-87 с ООО "АлевТранс" транспортной экспедиции на оказание услуг по доставке груза по маршруту Швейцария/Виндау-Россия/Нижний Новгород, ООО "АлевТранс" выставило ООО "Мэйджор Карго Сервис" на оплату услуг на оказание услуг по доставке груза по маршруту Швейцария/Виндау-Россия/Нижний Новгород без учета разделения стоимости транспортировки до границы Таможенного союза и после пересечения границы Таможенного союза до места прибытия, ООО "АлевТранс" заключает самостоятельно без участия ООО "Мэйджор Карго Сервис" договора перевозки с УП "АТЭП-11" и ОАО "Белмагистральавтотранс" (непосредственные перевозчики, которые осуществляли перевозку товара по маршруту Швейцария/Виндау-Россия/Нижний Новгород), представил иные документы в подтверждение факта разделения экспедитором расходов по перевозке.
Кассатор, в обоснование доводов указал, что на основании представленных обществом коммерческих документов, в том числе документов, составленных непосредственно перевозчиками (экспедиторами) подтвердил, что расходы на перевозку (транспортировку) спорных товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию входят в контрактную цену, а также произведено выделение этих расходов - установлен их характер и размер и каких-либо доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных обществом сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров, относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможенным органом в ходе рассмотрения дела не представлено, указал на обстоятельство того, что при названных обстоятельствах отсутствие раздельного указания в контракте на поставку товаров и (или) инвойсах поставщика цены товаров и стоимости перевозки ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию само по себе не означает отсутствие оснований для вычета таких расходов из таможенной стоимости ввозимых товаров.
Данный вывод суда округа соответствует судебной практике - Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 305-ЭС20-14096 по делу N А41-81409/2019.
Относительно цены оказываемых экспедитором услуг кассатор указал, что цена может быть выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку грузов, если обязательство экспедитора состоит в обеспечении сохранной доставки груза, кроме того изложенное согласуется с разъяснениями, данными в пунктах 25 - 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции". (Правовая позиция отражена в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 N 307-ЭС20-13121 по делу N А66-5900/2019).
Данным доводам оценка судами не дана.
Таким образом, выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
Поскольку суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что для разрешения спора требуется установление обстоятельств дела и оценка доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в Арбитражный суд Московской области на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 АПК РФ следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, суд округа, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2023 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2023 года по делу N А41-55015/2023 - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Судья |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения предыдущих судов, признав, что таможенный орган не подтвердил недостоверность сведений о расходах на перевозку товаров. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку необходимо установить все обстоятельства и оценить доказательства, что не было сделано в предыдущих инстанциях.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 марта 2024 г. N Ф05-34893/23 по делу N А41-55015/2023
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2025 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23413/2024
02.11.2024 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-55015/2023
29.03.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34893/2023
03.11.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20305/2023
28.08.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-55015/2023