г. Москва |
|
3 апреля 2024 г. |
Дело N А40-156517/2023 |
Арбитражный суд Московского округа в составе:
судьи Латыповой Р.Р.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства кассационную жалобу арбитражного управляющего Казанковой Елены Владимировны
на решение от 18 сентября 2023 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 6 декабря 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-156517/2023,
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
к арбитражному управляющему Казанковой Елене Владимировне
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2023 года, заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - административный орган, Управление) о привлечении арбитражного управляющего Казанковой Елены Владимировны (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП РФ), удовлетворено. Арбитражный управляющий привлечен с административной ответственности в виде предупреждения по указанной статье.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами арбитражный управляющий обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От управления поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором оно выразило несогласие с изложенными в ней доводами.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда города Москвы от 12 января 2022 года по делу N А40-125970/2021 в отношении Фомина Бориса Борисовича введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Огарков Олег Александрович.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 1 июля 2022 года (резолютивная часть объявлена 30 июня 2022 года) по делу N А40-125970/2021 в отношении Фомина Б.Б. введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утверждена Казанкова Елена Владимировна.
Управление Росреестра по Москве, ссылаясь на то, что арбитражным управляющим, в нарушение положений пунктов 1 и 2 статьи 213.7, пункта 1 статьи 128, Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), сведения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина в отношении Фомина Б.Б. опубликованы с нарушением срока, установленного указанными выше положениями, а также на то, что в заявлении N 77232985160 в газете Коммерсант указаны не все сведения, предусмотренные пунктом 8 статьи 28 Закона о банкротстве, обратилось с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Закона о банкротстве, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 апреля 2013 года N 178 (далее - Порядок формирования и ведения ЕФРСБ), Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) пришли к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего события и состава вмененного административного правонарушения, поскольку материалами дела подтверждается опубликование сообщения в ЕФРСБ и в газете Коммерсант, содержащего сведения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина в отношении Фомина Б.Б. с нарушением установленного законом срока, а также неполнота сведений, указанных в заявлении в газете Коммерсант.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Пунктом 8 статьи 28 Закона о банкротстве установлено то, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:
наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию в официальном издании и в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) подлежат сведения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет.
На основании пункта 3.1 Порядка формирования и ведения ЕФРСБ установлено, что в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве установлен десятидневный срок для направления сведений для опубликования сообщения о введении процедуры в ЕФРСБ и официальном источнике, в то время как из содержания Порядка формирования и ведения ЕФРСБ следует, что сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней в случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс. Однако в данном случае Законом о банкротстве прямо предусмотрен иной срок включения сведений, а именно: 10 дней.
Из анализа положений Закона о банкротстве следует, что начало течения срока необходимо исчислять с наступления указанных в Законе о банкротстве событий.
При определении такой даты, с которой Закон о банкротстве связывает течение срока, должны учитываться положения пункта 42 Постановления N 35, в силу которого датой утверждения арбитражного управляющего и введения соответствующей процедуры считается дата объявления резолютивной части, а не дата получения судебного акта или какая-либо иная дата.
Исходя из положений пункта 42 Постановления N 35, суды первой и апелляционной инстанций правомерно установили, что датой утверждения финансового управляющего должника и возникновения у него полномочий в настоящем деле является дата принятия судом решения от 1 июля 2022 года (резолютивная часть объявлена 30 июня 2022 года).
Исходя из того, что указанное решение суда размещено на официальном сайте арбитражных судов Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru) 2 июля 2022 года, арбитражный управляющий обязана опубликовать сообщения в ЕФРСБ и в газете Коммерсант, содержащие сведения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина в отношении Фомина Б.Б. не позднее 12 июля 2022 года.
Как указали суды, в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 213.7 и пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве арбитражным управляющим несвоевременно включены сведения в ЕФРСБ - сообщением от 27 июля 2022 года N 9304686, а также опубликованы в объявлении N 77232985160 в газете Коммерсант N 142(7343) от 6 августа 2022 года, при сроке до 12 июля 2022 года.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций также установили, что материалами дела подтверждается, что в нарушение пунктов 1, 2 статьи 213.7, пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий в объявлении N 77232985160 в газете Коммерсант не указала все сведения, установленные пунктом 8 статьи 28 Закона о банкротстве.
Учитывая приведенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о наличии законных оснований для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности в виде предупреждения по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ ввиду наличия в действиях арбитражного управляющего состава указанного правонарушения.
Кроме того, вопреки доводам кассационной жалобы, арбитражный управляющий является специальным субъектом, участвует в правоотношениях в ходе банкротства на профессиональной основе, что также следует учитывать при оценке его виновности.
В данном случае, как установили суды, факт совершения арбитражным управляющим административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 26 июня 2023 года N 2857723.
Доказательств, подтверждающих принятие всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований законодательства о банкротстве, а также доказательств невозможности соблюдения требований закона о банкротстве арбитражным управляющим не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины в действиях арбитражного управляющего.
Нарушений процедуры при составлении протокола об административном правонарушении не установлено.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, вывод судов о необходимости привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является обоснованным.
Суды также обоснованно указали на отсутствие оснований для признания допущенного арбитражным управляющим правонарушения малозначительным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
В силу части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводы арбитражного управляющего, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 285 - 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2023 года по делу N А40-156517/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Судья |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая приведенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о наличии законных оснований для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности в виде предупреждения по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ ввиду наличия в действиях арбитражного управляющего состава указанного правонарушения.
Кроме того, вопреки доводам кассационной жалобы, арбитражный управляющий является специальным субъектом, участвует в правоотношениях в ходе банкротства на профессиональной основе, что также следует учитывать при оценке его виновности.
В данном случае, как установили суды, факт совершения арбитражным управляющим административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 26 июня 2023 года N 2857723.
...
Нарушений процедуры при составлении протокола об административном правонарушении не установлено.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, вывод судов о необходимости привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является обоснованным.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2023 года по делу N А40-156517/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 апреля 2024 г. N Ф05-4990/24 по делу N А40-156517/2023