г. Москва |
|
4 апреля 2024 г. |
Дело N А40-93928/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 04.04.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Аталиковой З.А., Беловой А.Р.,
при участии в заседании:
от ООО "Гиневра": Борцов Р.А. по дов. от 25.12.2023,
от Управления Росреестра по Москве: Аверкиев А.В. по дов. от 15.01.2024,
от Департамента культурного наследия города Москвы: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А40-93928/2023
по заявлению ООО "Гиневра"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения от 28.03.2023 N КУВД-001/2022-57078289/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимого имущества
третье лицо: Департамент культурного наследия города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гиневра" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения от 28.03.2023 N КУВД-001/2022-57078289/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023, заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Третье лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требований кассационной жалобы поддержал, представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель является собственником нежилого здания по адресу: г. Москва, Таганская площадь, д. 88, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0002025:1044 (далее - здание), о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись государственной регистрации N 77:01:0002025:1044-77/051/2020-11 от 11.11.2020.
20.12.2022 заявитель обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Таганская площадь, д. 88, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0002025:1044 (N КУВД-001/2022-57078289) к которому прилагался технический план.
28.12.2022 Управлением приостановлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
В целях устранения обстоятельств, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, заявителем в технический план здания внесены исправления всех указанных заинтересованным лицом технических нарушений, а именно: 1. Сведения обо всех элементах контура указаны через реквизит "N ewCoN tour". В отношении старых координат заполнен реквизит "DeleteA11B order" (номер удаляемого контура указан - 1); 2. Сведения о координатах характерных точек контуров технического плана приведены в соответствие с графической частью технического плана; 3. Сведения о наименовании подземного этажа приведены в соответствие со сведениями ЕГРН; 4. Указано наименование системы координат - "МСК Москвы".
Исправленный технический план представлен Управлению вместе с заявлением о предоставлении дополнительных документов N MFC-0558/2023-332816-1 от 02.03.2023.
02.03.2023 заявитель также представил заявление о возобновлении действий по государственному кадастровому учету N 09/23/02 от 09.02.2023, в котором пояснил со ссылкой на письмо N ДКН-16-09-911/22 от 03.03.2022 и письмо N ДКН-16-09-911/22-1 от 04.03.2022, что изменение параметров здания, изложенных в техническом плане, произошло в результате работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N73-ФЗ), которым не предусмотрено получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
09.03.2023 заявителем получено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-57078289/3.
07.04.2023 заявителем получено решение Управления N КУВД-001/2022-57078289/6 от 28.03.2023 об отказе в предоставлении государственной услуги в государственном кадастровом учете с указание на то, что заявитель не устранил обстоятельство, явившееся основанием для приостановления, указанное в уведомлениях от 28.12.2022 N КУВД-001/2022-57078289/1 и от 09.03.2023 NКУВД-001/2022-57078289/3, а именно не представил разрешительную документацию: разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости (далее - Закон N 218-ФЗ) не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, если не требуется выдача разрешения на строительство.
Согласно пункту 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство не требуется, если изменения не затрагивают конструктивные элементы и другие характеристики надежности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объеме) и качества инженерно-технического обеспечения.
Как установлено судом, 11.11.2020 в ЕГРН внесена запись N 77:01:0002025:1044-77/051/2020-11 о регистрации права собственности общества на здание.
18.06.2021 Первым территориальным управлением ГБУ МосгорБТИ проведено обследование здания, в результате которого было установлено, что площадь здания составляет 847,3 кв. м, в то время как в ЕГРН содержатся сведения о площади здания равной 1173,8 кв. м.
Согласно ответу Департамента городского имущества города Москвы исх. N ДГИ-Э-117274/22-1 от 12.09.2022 на обращение заявителя от 24.08.2022 исх. N 08-22 (вх. N 3439843), содержащиеся в ЕГРН сведения о конфигурации здания, не соответствуют фактическим границам здания на местности, в связи с чем заявителю необходимо внести актуальные сведения о фактических контурах Здания на местности в ЕГРН.
Для целей внесения актуальной информации о здании (площадь и контуры) в ЕГРН заявителем было заказано составление Технического плана Здания, который был подготовлен кадастровым инженером Литягиной Марией Николаевной 09.12.2022.
Здание является объектом культурного наследия регионального значения и зарегистрировано в реестре за N 771411197030005.
Из содержания технического плана здания следует, что изменение площади и контуров здания произошло вследствие проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с актом технического состояния объекта культурного наследия от 21.11.2017 N ДКН-16-44-1099/7 ООО "Во дворце" проведены работы по сохранению здания:
В 2014 году по объекту проведены противоаварийные работы на основании проектной документации, согласованной Департаментом от 02.04.2014 N ДКН-16-09-1395/4, и выданного разрешения от 26.05.2014 N ДКН-196012-2014.
В 2014-2017 гг. проведены работы по реставрации и приспособлению объекта для современного использования на основании проектной документации, согласованной Департаментом от 14.08.2014 Л" ДКН-16-09-1395/4-3 и от 16.07.2017 N ДКН-16-09-1467/7-1, и разрешений на производство работ по сохранению объекта от 28.08.2015 N ДКН-1250081-2015 и от 26.04.2017 N ДКН-1119436-2017. Департаментом оформлен акт приемки выполненных работ по сохранению объекта от 18.08.2017 N ДКН-16-42-337/7-2.
В отношении указываемого Управлением задания на производство работ в представленном акте приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия также отражено, что работы были выполнены в полном объеме на основании заданий на проведение указанных работ.
В результате произведенных работ габариты спорного здания по высоте и по периметру не изменились, самостоятельный (обособленный) объект недвижимости не создан, разрешение на строительство и акт о вводе в эксплуатацию не требовалось.
В данном случае на основании Проектной документации проводилась не реконструкция здания, а только приспособление здания для современного использования. Изменение параметров, частей, надстройка, пристройка и изменение других сведений, указанных в вышеуказанной норме закона, подпадающих под определение "реконструкция", не проводилось.
Никакие конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности такого объекта не были затронуты.
Данные выводы подтверждены в техническом заключении по результатам обследования здания.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Пунктом 3 статьи 40 Закона N 73-ФЗ установлено, что изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных этим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия, а пункт 10 статьи 45 предусматривает, что при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, является документом, подтверждающим принятие работ, представленных к сдаче на объект культурного наследия, выполненные на основании разрешения на проведения работ, включенных в состав приложения технического плана.
Форма акта, образец которого указан в письме Министерства культуры РФ N 2871-01-39/12-гп от 17.04.2013, предполагает производство работ только на основании разрешения на проведения таких работ.
Графы, с указанием реквизитов разрешения на строительство, в данной форме не имеется. Таким образом, в силу отсутствия в актах данной графы, полученный акт был составлен и утвержден только на основании разрешений на производство работ, разрешение на строительство не выдавалось и не требуется. На основании части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, если не требуется выдача разрешения на строительство.
Из изложенного следует, что для приспособления для современного использования здания с кадастровым номером 77:01:0002025:1044 не требуется разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на производство указанных работ.
В прилагаемом задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия N ДКН-055101-00005134/21 от 26.08.2021 указывается: "Провести следующие работы: По сохранению объекта культурного наследия", а также перечень работ.
Согласно части 4 статьи 45 Закона N 73-ФЗ, форма, выданного задания на проведение работ, была подготовлена Департаментом культурного наследия города Москвы и согласно включенным в него сведениям, отвечает заданию на проведение работ, указанных в части 1 статьи 45 данного закона.
Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8, 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором.
В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект приспособления для современного использования объекта культурного наследия регионального значения был согласован Департаментом культурного наследия г. Москвы 16.06.2017 N ДКН16-09-1467/7-1 на основании акта государственной историко-культурной экспертизы от 10.03,2017.
Положениями пункта 4.4.44 Положения о Департаменте культурного наследия г. Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 154-ПП) предусмотрено, что Департамент осуществляет выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия.
Согласно положениям пункта 1 Положения о Комитете государственного строительного надзора г. Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП) Комитет является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственный строительный надзор, выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Пункт 4.3(2) - Комитет осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В данном случае каких-либо работ по строительству или реконструкции обществом не производилось. Иного в материалы дела не представлено.
Проект реставрации, приспособления объекта культурного наследия для современного использования не подлежит согласованию с Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы.
Согласно пункту 8 статьи 45 Закона N 73-ФЗ обязательным условием приемки работ является акт приемки выполненных работ, подтверждающий выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной ч. 7 ст. 45 указанного Федерального закона, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Для сохранения объекта культурного наследия было выдано разрешение и подготовлена Проектная документация по приспособлению, работы были произведены согласно Проектной документации и приняты представленным актом приемки работ, подтверждающим их выполнение.
Случаи, при которых для осуществления государственного кадастрового учета требуется представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, перечислены в Законе N 218-ФЗ.
В данном случае спорное здание не является созданным объектом недвижимости, поскольку построено в 1810-х гг. на остатках подвального и 1-го этажей здания 1780-х гг., не образовано в результате раздела объекта недвижимости, объединения объекта недвижимости, а потому для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением площади здания в силу закона представление разрешения на ввод здания в эксплуатацию не требуется.
Таким образом, суд пришел к выводу, что заявителем были представлены все необходимые документы для регистрации.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возложил на Управление обязанность произвести действия по кадастровому учету и регистрации права собственности по заявлению от 20.12.22 N КУВД-001/2022-57078289 и представленным документам в установленном законодательством о регистрации объектов недвижимости порядке и сроки.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А40-93928/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья С.В. Краснова
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости был неправомерным, поскольку заявитель представил все необходимые документы, подтверждающие законность проведенных работ по сохранению объекта культурного наследия. Суд признал, что разрешение на строительство не требуется в данном случае, и обязал Управление произвести кадастровый учет и регистрацию права собственности.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 апреля 2024 г. N Ф05-4279/24 по делу N А40-93928/2023