город Москва |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А40-78266/23-146-637 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н.Бакулева" Минздрава России: Булаевой К.А. (дов. N 41 от 23.01.2024 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московского УФАС России: Семеновой К.В. (дов. N ЕС-159 от 29.12.2023 г.);
от третьего лица ООО "РегионПродукт": не явились, извещены;
рассмотрев 03 апреля 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н.Бакулева" Минздрава России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2023 г.
по делу N А40-78266/23-146-637
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева" Министерства здравоохранения Российской Федерации
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
о признании незаконными решения и предписания от 16 марта 2023 г. по делу N 077/06/106-3371/2023,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "РегионПродукт",
УСТАНОВИЛ: 16 марта 2023 г. по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "РегионПродукт" (далее - ООО "РегионПродукт", общество, третье лицо) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н.Бакулева" Минздрава России, заказчик, заявитель) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (номер закупки 0373100095223000026) (далее - конкурс), комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - комиссия) принято решение по делу N 077/06/106-3371/2023 о признании жалобы ООО "РегионПродукт" необоснованной (пункт 1 решения); в действиях заказчика - ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н.Бакулева" Минздрава России признаны нарушения части 3 статьи 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (пункт 2 решения).
Пунктами 3 и 4 указанного решения установлено выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении законодательства о контрактной системе (пункт 3 решения) и материалы дела передать соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4 решения).
На основании указанного решения Московским УФАС России 16 марта 2023 г. выдано предписание по делу N 077/06/106-3371/2023, в соответствии с которым предписано заказчику, комиссии об осуществлении закупок отменить протокол подведения итогов, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (далее - протоколы) и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены протоколов (пункт 1 предписания); Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе ООО "РегионПродукт", об отмене протоколов, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в конкурсах, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсах, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено (пункт 2 предписания); оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в конкурсе, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе через 4 рабочих дня со дня направления оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 предписания (пункт 3 предписания); комиссии об осуществлении закупок рассмотреть вторые части заявок, поданных участниками закупки, в том числе ООО "РегионПродукт", без учета неправомерного требования о предоставлении в составе заявки копии свидетельства о государственной регистрации, выданного органом, уполномоченным государством - членом Таможенного союза или выписки из Единого реестра свидетельств о государственной регистрации, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок, а также с учетом решения от 16 марта 2023 г. по делу N 077/06/106-3371/2023 (пункт 4 предписания); заказчику, комиссии об осуществлении закупок, осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок, а также с учетом решения от 16 марта 2023 г. по делу N 077/06/106-3371/2023 (пункт 5 предписания).
Пунктом 6 предписания установлены порядок и сроки его исполнения.
Считая свои права нарушенными, ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н.Бакулева" Минздрава России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России о признании незаконными решения и предписания от 16 марта 2023 г. по делу N 077/06/106-3371/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "РегионПродукт".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2023 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н.Бакулева" Минздрава России просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях заказчика нарушений части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе со ссылкой на то, что для обращения на территории Российской Федерации специализированная пищевая продукция должна иметь документ, подтверждающий соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н.Бакулева" Минздрава России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Московского УФАС России против ее удовлетворения возражал.
Представитель ООО "РегионПродукт" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в частности документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что обжалуемые решение и предписание соответствуют положениям Закона о контрактной системе и вынесены антимонопольным органом в пределах представленных полномочий.
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 3.5. проекта контракта к документу о приемке, предусмотренном пунктом 3.3. контракта, прилагаются следующие документы, которые считаются его неотъемлемой частью: а) счет; б) копия документа, подтверждающего соответствие товара, в случае если его наличие установлено законодательством Российской Федерации; в) другие документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 07 марта 2023 г. N ПРОII1 заявка ООО "РегионПродукт" (идентификационный номер 113672586) признана не соответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе) (отклонение по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе) - в заявке участника отсутствует копия свидетельства о государственной регистрации, выданного органом, уполномоченным государством - членом Таможенного союза или выписка из Единого реестра свидетельств о государственной регистрации.
В Техническом задании заказчиком установлены требования к необходимым к поставке товарам по пункту "Смесь сухая белковая композитная". Объект закупки относится к специализированной пищевой продукции и в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 24 ТР ТС 021/2011 специализированная пищевая продукция допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном порядке.
Пунктом 4 статьи 24 ТР ТС 021/2011 установлено, что государственную регистрацию специализированной пищевой продукции проводит орган, уполномоченный государством - членом Таможенного союза (далее именуется - орган по регистрации специализированной пищевой продукции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 в форме государственной регистрации специализированной пищевой продукции проводится оценка (подтверждение) соответствия данной пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и других технических регламентов Таможенного союза.
В этой связи суды пришли к выводу, что заказчик установил требование о предоставлении в составе заявки документов, которые в соответствии с проектом контракта предоставляются поставщиком одновременно с передачей заказчику поставляемого товара, чем нарушены положения подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, так как свидетельство о государственной регистрации (или его копия) является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и такой документ необходимо передавать покупателю вместе с товаром.
При этом Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии конкретный товар, соответствующий требованиям, установленным заказчиком.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2023 г. по делу N А40-78266/23-146-637 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н.Бакулева" Минздрава России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 статьи 24 ТР ТС 021/2011 установлено, что государственную регистрацию специализированной пищевой продукции проводит орган, уполномоченный государством - членом Таможенного союза (далее именуется - орган по регистрации специализированной пищевой продукции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 в форме государственной регистрации специализированной пищевой продукции проводится оценка (подтверждение) соответствия данной пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и других технических регламентов Таможенного союза.
В этой связи суды пришли к выводу, что заказчик установил требование о предоставлении в составе заявки документов, которые в соответствии с проектом контракта предоставляются поставщиком одновременно с передачей заказчику поставляемого товара, чем нарушены положения подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, так как свидетельство о государственной регистрации (или его копия) является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и такой документ необходимо передавать покупателю вместе с товаром."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 апреля 2024 г. N Ф05-5085/24 по делу N А40-78266/2023