город Москва |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А40-165580/23-148-887 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Тверская генерация": Черепанова А.А. (дов. N 81 от 28.12.2023 г.), Мелехиной Т.И. (дов. N 24 от 28.12.2023 г.), Киреева Д.В. (дов. N 127 от 28.12.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Головановой Т.А. (дов. N МШ/110404/23 от 26.12.2023 г.);
от третьего лица ГУ "Региональная энергетическая комиссия": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Газпром межрегионгаз Тверь": Федоровой Т.В. (дов. N 012-0125 от 28.07.2023 г.);
от третьего лица АО "Издательство "Высшая школа": не явились, извещены;
рассмотрев 04 апреля 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Тверская генерация"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 г.
по делу N А40-165580/23-148-887
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным решения от 15 июня 2023 г. N СП/46989/23,
третьи лица: Главное управление "Региональная энергетическая комиссия"; общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь"; акционерное общество "Издательство "Высшая школа",
УСТАНОВИЛ: 15 июня 2023 г. по результатам рассмотрения разногласий между акционерным обществом "Издательство "Высшая школа" (далее - АО "Издательство "Высшая школа") и Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - ГУ "Региональная энергетическая комиссия") по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения комиссией Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения N 2, утвержденной приказом ФАС России от 22 августа 2018 г. N 1178/18 (далее - комиссия), принято решение N СП/46989/23 о признании ГУ "Региональная энергетическая комиссия" нарушившим пункт 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования) (пункт 1 решения).
Согласно пункту 2 решения частично удовлетворены требования АО "Издательство "Высшая школа", указанные в заявлении о разногласиях с ГУ "Региональная энергетическая комиссия" (регистрационный номер 32199/23 от 03 марта 2023 г.).
Пунктом 3 решения органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения указано в срок до 01 августа 2023 г. пересмотреть базовый уровень операционных расходов и необходимую валовую выручку общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (далее - ООО "Тверская генерация", общество, заявитель) на 2023 год в соответствии с мотивировочной частью решения, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Правила N 1075).
В пункте 4 решения установлено, что органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 августа 2023 г. (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию, предоставляемую ООО "Тверская генерация" для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь на 2023 год, на основании пункта 3 решения.
Пунктом 5 решения установлены сроки и порядок его исполнения.
В удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении АО "Издательство "Высшая школа", отказано (пункт 6 решения).
Считая свои права нарушенными, ООО "Тверская генерация" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании указанного решения незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ "Региональная энергетическая комиссия", ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" и АО "Издательство "Высшая школа".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Тверская генерация" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" в отзыве на кассационную жалобу с доводами жалобы согласилось.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Тверская генерация" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России возражал против ее удовлетворения. Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" согласился с доводами жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
От представителя АО "Издательство "Высшая школа" через систему подачи электронных документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. N 533 утверждены Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. N 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. N 827/18 утвержден регламент деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что ООО "Тверская генерация" является субъектом естественной монополии и единой теплоснабжающей организацией в г. Тверь в соответствии с постановлением Администрации города Твери от 06 апреля 2015 г. N 462 и обеспечивает тепловой энергией потребителей г. Тверь.
Приказом ГУ "Региональная энергетическая комиссия" от 19 декабря 2018 г. N 511-нп установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Тверская генерация", для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь на 2019 - 2023 годы.
На основании заявления ООО "Тверская генерация" приказом ГУ "Региональная энергетическая комиссия" от 28 ноября 2022 г. N 464-нп "О внесении изменений в приказ ГУ "Региональная энергетическая комиссия" от 19 декабря 2018 г. N 511-нп" скорректирован тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Тверская генерация" на 2023 год, в связи с утратой ООО "Тверская генерация" статуса плательщика НДС в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 ноября 2022 г. по делу N А66-7282/2022 ООО "Тверская генерация" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
При внесении изменений в приказ на 2023 год ГУ "Региональная энергетическая комиссия" учтен прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, согласно которому рост цен на энергоносители, природный газ составил 8,5%, на электроэнергию - 8%. Операционные расходы организации с учетом принятого при установлении тарифов метода индексации установленных тарифов были проиндексированы на плановый индекс потребительских цен на 2023 год в размере 6%.
Поскольку ООО "Тверская генерация" с 24 ноября 2022 г. не является плательщиком НДС и, как организация-банкрот, не может принять к вычету входной НДС в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, регулирующим органом была пересмотрена необходимая валовая выручка ООО "Тверская генерация" с учетом необходимости включения входного НДС по соответствующим статьям затрат.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Согласно пункту 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
В соответствии с положениями подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения.
Учитывая вышеизложенное, при признании организации банкротом налог на добавленную стоимость не уплачивается и, соответственно, не взимается с потребителей.
В свою очередь, сумма налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретаемым организацией, признанной банкротом ("входной" НДС), должна учитываться в стоимости услуг.
Для целей тарифного законодательства данные положения НК РФ означают, что суммы НДС, заявленные регулируемой организацией-банкротом в орган регулирования при определении объема необходимой валовой выручки (далее - НВВ), непосредственно подлежат включению в НВВ регулируемой организации.
Учитывая данные положения, органом регулирования при определении НВВ ООО "Тверская генерация" на 2023 год были учтены соответствующие затраты регулируемой организации (с учетом НДС) посредством пересмотра базового уровня операционных расходов в рамках долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг., а также путем пересмотра расходов на приобретаемые энергоресурсы, что в результате привело к значительному росту тарифа на тепловую энергию для потребителей Тверской области, в том числе АО "Издательство "Высшая школа" (рост к тарифу, действующему на 30 ноября 2022 г., составил 32,2%).
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.
Расходы на уплату НДС не являются ни расходами, уменьшающими налоговую базу налога на прибыль организаций, ни расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы налога на прибыль.
Согласно абзацу пятнадцатому пункта 2 Основ ценообразования под операционными расходами понимаются расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, величина которых зависит от деятельности регулируемой организации и в отношении которых должны приниматься меры по их снижению при сопоставимых условиях.
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 2 Основ ценообразования на первый год долгосрочного периода регулирования устанавливается базовый уровень операционных расходов.
Таким образом, расходы на уплату НДС не относятся к операционным расходам и не могут быть включены в состав базового уровня операционных расходов, в связи с чем у ГУ "Региональная энергетическая комиссия" отсутствовали основания для пересмотра НВВ.
В соответствий с пунктами 13 и 63 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Пункты 62, 73 Основ ценообразования, пункт 39 утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания) предусматривают, что неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование.
Таким образом, фактически понесенные расходы на уплату налога на добавленную стоимость подлежат включению в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра по формуле (26) Методических указаний.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение принято антимонопольным органом в соответствии с представленными полномочиями, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 г. по делу N А40-165580/23-148-887 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Тверская генерация"- без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункты 62, 73 Основ ценообразования, пункт 39 утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания) предусматривают, что неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 г. по делу N А40-165580/23-148-887 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Тверская генерация"- без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2024 г. N Ф05-4780/24 по делу N А40-165580/2023