город Москва |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А40-150420/23-33-1237 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 г.,
по делу N А40-150420/23-33-1237
по заявлению Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
к Главному управлению контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении 22 июня 2023 г. N 111-27-2023,
УСТАНОВИЛ: 04 мая 2023 г. на основании решения Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации (далее - Государственный строительный надзор Минобороны России, административный орган) от 20 апреля 2023 г. N 35 в отношении Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКП "УЗКС Минобороны России", предприятие, заявитель) проведена выездная проверка объекта капитального строительства - "Строительство конгрессно-выставочного центра в г. Кронштадте, 2 этап" (шифр объекта Т-41/21-92), расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, г. Кронштадт, Цитадельская дорога, участок N 9 (далее - объект).
В ходе проведения проверки установлены нарушения требований проектной документации при строительстве объекта, которые отражены в акте выездной проверки, проведенной в соответствии с программой проведения проверок от 04 мая 2023 г. N 111-35-2023 (далее - акт проверки).
На основании полученных данных 25 мая 2023 г. в отношении ФКП "УЗКС Минобороны России" составлен протокол об административном правонарушении N 111-27-2023, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением Государственного строительного надзора Минобороны России от 22 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении N 111-27-2023 ФКП "УЗКС Минобороны России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ФКП "УЗКС Минобороны России" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному строительному надзору Минобороны России о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Государственного строительного надзора Минобороны России от 22 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении N 111-27-2023 о привлечении ФКП "УЗКС Минобороны России" к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Государственный строительный надзор Минобороны России просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях ФКП "УЗКС Минобороны России" вменяемого ему состава административного правонарушения, поскольку предприятие является застройщиком (техническим заказчиком), организующим строительство объекта, и, следовательно, на него возложена обязанность по соблюдению требований технических регламентов и проектной документации.
В отзыве на кассационную жалобу ФКП "УЗКС Минобороны России" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления указанных действий на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Действия, связанные с нарушением требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и определена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, поскольку ФКП "УЗКС Минобороны России" не является субъектом вменяемого правонарушения.
Выводы судов основаны на том, что проверке подлежал объект, строительство которого осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью "ОлимпСитиСтрой" (далее - ООО "ОлимпСитиСтрой") (генподрядчик) по договору на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство конгрессно-выставочного центра в г. Кронштадте, 2 этап" от 20 декабря 2021 г. N 312/21 (далее - договор), заключенного с Федеральным государственным автономным учреждением "Управление имуществом специальных проектов" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "УИСП" Минобороны России) (заказчик).
В соответствии с пунктом 2.4 договора заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 договора, техническому заказчику - ФКП "УЗКС Минобороны России". При осуществлении прав и обязанностей по договору, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ, Технический заказчик действует от имени заказчика. При этом ответственность за действия и (или) бездействие технического заказчика при осуществлении им функции заказчика несет заказчик - ФКП "УЗКС Минобороны России".
ФКП "УЗКС Минобороны России" является самостоятельным юридическим лицом, которое создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2008 г. N 290-р "Об утверждении устава федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" в целях оказания Министерству обороны Российской Федерации услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
Действия ФКП "УЗКС Минобороны России" как технического заказчика ограничиваются Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", положениями статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, условиями договоров и сводятся к проверке и приемке работ.
Судами указано на то, что ФКП "УЗКС Минобороны России" работы по договору не выполняло, а осуществляло технический контроль за ходом выполнения работ, так как не является лицом, осуществляющим строительство, застройщиком и собственником объекта строительства в целях недопущения нарушения генподрядчиком требований в области строительства и может лишь указать генподрядчику на недопустимость указанных нарушений, установить сроки устранения. При этом ФКП "УЗКС Минобороны России" не вправе принимать решение о приостановке строительно-монтажных работ, а также привлечения генподрядчика к гражданско-правовой ответственности и как-либо еще воздействовать на его неправомерное поведение (выполнение работ без соответствующего разрешения). Такие полномочия принадлежат государственному заказчику и не передавались Техническому заказчику; отказать в приемке работ, выполненных с нарушением требований (иные возможности предотвратить выполнение строительно-монтажных работ с нарушением требований у ФКП "УЗКС Минобороны России" в рамках выполнения строительного надзора отсутствуют).
Судами также указано на то, что ФКП "УЗКС Минобороны России" в рамках обязанностей технического заказчика приняло все необходимые меры, генподрядчику в отношении спорного объекта было выдано предписание об устранении указанных в оспариваемом постановлении нарушений (акты N 3 от 01 февраля 2023 г., N 4 от 01 марта 2023 г., N 5 от 23 марта 2023 г., N 6 от 11 апреля 2023 г. N 7 от 20 апреля 2023 г.), а выявленные в ходе проведения административным органом проверки нарушения (осуществление строительства с нарушением требований) фактически допущено ООО "ОлимпСитиСтрой", которое, являясь профессиональным участником рынка строительно-монтажных работ, должно быть осведомлено о требованиях градостроительного законодательства и не допускать выполнение строительно-монтажных работ с отступлением от требований.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Суд кассационной инстанции полагает, что в нарушение вышеприведенных норм судами не дана оценка всем доводам лиц, участвующих в деле, с учетом обстоятельств данного дела и представленных доказательств.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 г. N 272-р "Об определении федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России" ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 1119-р "О внесении изменений в устав федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2008 г. N 290-р" (далее - Устав), предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт 10 Устава).
Пунктом 11 указанного распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства.
Согласно подпункту "д" пункта 12 Устава предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
Обязанность по осуществлению строительного контроля, организации и координации строительства в соответствии с действующими градостроительными требованиями возложена на предприятие, как на застройщика (заказчика).
Государственным строительным надзором Минобороны России приводились доводы о том, что ФКП "УЗКС Минобороны России" является юридическим лицом, которое создано в целях оказания Министерству обороны Российской Федерации услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства и привлечено государственным заказчиком - Министерством обороны Российской Федерации в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимодействиях с генподрядчиком.
На основании заключенного с ФГАУ "УИСП" Минобороны России договора от 14 марта 2022 г. N 1032-ДСП на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и функций технического заказчика по объекту "Строительство конгрессно-выставочного центра в г. Кронштадте, 2 этап" (шифр Т-41/21-92) (далее - договор N 1032-ДСП), ФКП "УЗКС Минобороны России" является Техническим заказчиком объекта, следовательно, на нем лежит обязанность по организации строительства объекта, в том числе по обеспечению выполнения строительных работ в соответствии с требованиями проектной документации.
Суды, делая выводы о том, что выявленные в ходе проведения административным органом проверки нарушения фактически допущено ООО "ОлимпСитиСтрой" по договору на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство конгрессно-выставочного центра в г. Кронштадте, 2 этап" от 20 декабря 2021 г. N 312/21, заключенного с ФГАУ "УИСП" Минобороны России, не дали оценку доводу административного органа о том, что привлечение иных лиц (подрядчика, субподрядчика) к непосредственному выполнению строительно-монтажных работ на основании договора о строительном подряде не исключало с учетом пунктов 6.4.10, 6.8 договора N 1032-ДСП обязанностей предприятия по организации строительства объекта, в том числе по обеспечению выполнения строительных работ в соответствии с требованиями проектной документации.
Государственным строительным надзором Минобороны России также указывалось на то, что присутствие подрядной организации на объекте, самостоятельная организация производства работ по планам и графикам, не свидетельствуют об отсутствии вины ФКП "УЗКС Минобороны России", организовавшего осуществление строительства и сопровождающего строительство таким образом, который привел к нарушению требований проектной документации.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" и положениях статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации каких-либо положений ограничивающих действия застройщика (технического заказчика) только лишь проведением строительного контроля (проверкой выполненных работ и задачей замечаний подрядчику) не установлено.
Судами не дана оценка приведенным доводам Государственного строительного надзора Минобороны России, в связи с чем судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Учитывая, что требуется дополнительное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 г. по делу N А40-150420/23-33-1237 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 указанного распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства.
Согласно подпункту "д" пункта 12 Устава предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
...
В постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" и положениях статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации каких-либо положений ограничивающих действия застройщика (технического заказчика) только лишь проведением строительного контроля (проверкой выполненных работ и задачей замечаний подрядчику) не установлено."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2024 г. N Ф05-35761/23 по делу N А40-150420/2023