г. Москва |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А40-287163/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Немтиновой Е.В., Стрельникова А.И.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Каирова А.О., дов. от 06.12.2023
от ответчика: Жуков А.В., дов. от 14.02.2024, Черныш М.Ю., дов. от 01.03.2024
от третьих лиц: не явились, уведомлен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2023 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 15 декабря 2023 года,
по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
к ПАО "Институт электронных управляющих машин им. И.С. Брука"
о взыскании денежных средств,
третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство
обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской
Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - истец, Министерство) к ПАО "Институт электронных управляющих машин им. И.С. Брука" (далее - ответчик, Институт) о взыскании суммы субсидии, предоставленной по договору N 16411.1940168580.11.012 от 17.10.2016, в размере 325 478 683,94 руб., а также штрафа в размере 92 282 648,38 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 решение суда первой инстанции изменено, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана субсидия, предоставленная по договору N 16411.1940168580.11.012 от 17.10.2016, в размере 325 478 683, 94 руб. и штраф в размере 40 000 000 руб. В удовлетворении остальной части иска судом отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2023 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 и решение Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представители ответчика возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.10.2016 между Министерством и Институтом (далее также - организация) был заключен договор N 16411.1940168580.11.012 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры (далее - договор).
Договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2016 N 109, которым утверждены правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры (далее - Правила N 109).
В соответствии с пунктом 1.2 договора, Министерство в порядке и на условиях, предусмотренных договором и Правилами N 109, предоставляет организации субсидию из федерального бюджета, а организация обязуется реализовать комплексный проект "Масштабируемая серверная система на базе микропроцессора Эльбрус-8С для создания центров обработки данных и суперЭВМ петафлопсной производительности" (комплексный проект) в соответствии с планом-графиком реализации комплексного проекта, включенным в показатели (индикаторы) эффективности реализации комплексного проекта, а также достичь значений показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта согласно Приложению N 1 к договору.
Срок реализации проекта был разделен на 8 этапов.
Размер предоставленной по договору субсидии составил 325 478 683,94 руб.
Согласно пункту 3.1.10 договора (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 5 от 26.04.2018), организация обязуется обеспечить достижение целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 3.1.2 договора (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 5 от 26.04.2018), в целях подтверждения затрат на создание научно-технического задела в рамках реализации комплексного проекта организация представляет в Министерство не позднее 15 июля и 15 января в том числе следующие документы:
- справку о достижении показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта за отчетный период и ему предшествующий период, составленную в произвольной форме и подписанную руководителем организации, с приложением подтверждающих документов;
- отчет о затратах на создание научно-технического задела, составленный по форме в соответствии с приложением N 5 к договору и подписанный руководителем организации и главным бухгалтером (при наличии), с приложением подтверждающих документов.
Министерство указало, что в рамках исполнения обязательств по договору ответчиком в адрес истца были представлены комплекты отчетной документации, содержащие справки о достижении показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта за 7 и 8 этапы (периоды с 01.07.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по 30.06.2020).
По результатам проверки представленных отчетных документов Министерством было выявлено отклонение фактических значений показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта от плановых, а именно: за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 97,75%; за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 99,06%. Соответственно 7 и 8 этапы выполнены ответчиком на 2,25% и 0,94% от планового значения.
В соответствии с пунктом 7.4 договора (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 5 от 26.04.2018) и подпунктом "и" пункта 22 Правил N 109 договор подлежит расторжению Министерством в одностороннем порядке в случае фактического недостижения значений всех целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта, предусмотренных приложением N 1 к договору, более чем на 30% плановых значений показателей в течение 2 периодов (нарастающим итогом).
Согласно пункту 6.2 договора (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 5 от 26.04.2018) и Правилами N 109, в случае установления Министерством и (или) органами государственного финансового контроля в ходе проверки фактов нарушения порядка, целей и предоставления субсидии, а также расторжения договора, в том числе одностороннего расторжения Министерством в соответствии с пунктом 7.4 договора, организация обязана возвратить соответствующие средства в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования Министерства и (или) органа государственного финансового контроля.
14.07.2021 Министерством было проведено совещание, на котором принято решение о расторжении договора в одностороннем порядке и взыскании с ответчика субсидии и штрафных санкций.
23.07.2021 Министерством в адрес Института было направлено письмо исх. N 62189/11, содержащее уведомление о расторжении договора Министерством в одностороннем порядке и требование о возврате средств выданной субсидии в размере 325 478 683, 94 руб. и выплаты штрафных санкций.
Требования о возврате субсидии по договору и штрафа ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 10, 401, 330 ГК РФ, статей 69, 78 БК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку организация подтвердила использование сумм субсидий по целевому назначению. Вся сумма субсидии была получена обоснованно, использована по целевому назначению, условия ее использования соблюдены, требование о возврате средств субсидии в полном объеме является неправомерным. Материалами дела опровергнута вина ответчика в недостижении показателей, поскольку недостижение показателей по спорным 7 и 8 этапам программы вызвано объективными причинами.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Кроме того, все доводы кассационной жалобы приводились при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 года по делу N А40-287163/21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Е.В. Немтинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7.4 договора (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 5 от 26.04.2018) и подпунктом "и" пункта 22 Правил N 109 договор подлежит расторжению Министерством в одностороннем порядке в случае фактического недостижения значений всех целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта, предусмотренных приложением N 1 к договору, более чем на 30% плановых значений показателей в течение 2 периодов (нарастающим итогом).
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 10, 401, 330 ГК РФ, статей 69, 78 БК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку организация подтвердила использование сумм субсидий по целевому назначению. Вся сумма субсидии была получена обоснованно, использована по целевому назначению, условия ее использования соблюдены, требование о возврате средств субсидии в полном объеме является неправомерным. Материалами дела опровергнута вина ответчика в недостижении показателей, поскольку недостижение показателей по спорным 7 и 8 этапам программы вызвано объективными причинами."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2024 г. N Ф05-27936/22 по делу N А40-287163/2021
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27936/2022
15.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69877/2023
30.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-287163/2021
06.02.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27936/2022
20.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53357/2022
17.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-287163/2021