г. Москва |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А41-62510/2023 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Нагорной А.Н.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон материалы кассационной жалобы Московской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области от 25.09.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023,
принятые в порядке упрощенного производства,
по заявлению акционерного общества "Би-энд-Би (В&В)"
к Московской таможне
об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество (АО) "Би-энд-Би (В&В)" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской таможне (далее - заинтересованное лицо, административный орган, таможня) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 30.05.2023 N 10013000-003686/2023, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Московской области от 25.07.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.09.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023, требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено постановление Московской таможни о назначении АО "Би-энд-Би (В&В)" административного наказания от 16.02.2018 N 10013000-003686/2023 по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
По настоящему делу от Московской таможни поступила кассационная жалоба, в которой заявитель просит решение Арбитражного суда Московской области от 25.09.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 отменить, в удовлетворении требований отказать.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права, не выяснили все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив доводы кассационной жалобы, а также материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, 28.03.2023 АО "Би-энд-Би (В&В)" в Московскую таможню по электронным каналам связи с использованием ЭЦП была представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) системный номер ED20230328170251758 (регистрационный номер 10013000/280323/С491248). Согласно указанной статистической форме в декабре 2021 года осуществлен ввоз товара (какао-масло) на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь в рамках договора N 061221/Б от 06.12.2021, по товарной накладной N 0023860 от 22.12.2021 на общую сумму 1 215 000 рублей.
В соответствии с пунктом 9 Правил на АО "Би-энд-Би (В&В)" возложена обязанность по представлению в таможенный орган статистических форм не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
На основании изложенного, дата представления АО "Би-энд-Би (В&В)" статистических форм за отчетный период с 01.12.2021 по 31.12.2021 установлена не позднее 21.01.2022 включительно.
С 22.01.2022 обязанность по представлению статистических форм в установленный срок считается неисполненной.
Таможенным органом установлено, что статистическая форма за отчетный период с 01.12.2021 по 31.12.2021 АО "Би-энд-Би (В&В)" представлена в таможенный орган 28.03.2023, что является нарушением установленного срока.
16.05.2023 таможенным органом в связи с выявленными нарушениями в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
30.05.2023 таможенным органом в отношении Общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды пришли к выводам о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности.
В силу изложенного исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные в обоснование заявленных требований доказательства, исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Нарушений судами, поименованных в части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела по существу судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Поскольку форма статистической отчетности должна была быть представлена не позднее 21.01.2022, в этот день правонарушение считается оконченным, и к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 21.01.2023. Данный срок является пресекательным и продлению не подлежит. Однако общество привлечено к административной ответственности 30.05.2023, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
Судами было учтено, что исполнение обязанности по представлению статистической формы 28.03.2023 не продлевает срок привлечения к административной ответственности.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным и отменили постановление по делу об административном правонарушении N 10013000-003686/2023 от 30.05.2023.
Выводы судов соответствуют позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 23.08.2022 N 307-ЭС22-11033.
Судом округа также приняты во внимание судебные акты по делу N А41-62511/2023 по заявлению Общества к Московской таможне (решение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2023, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 и Арбитражного суда московского округа от 01.03.2024), которыми требования Общества также были удовлетворены.
В части заявленных требований заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции правильно указал, что ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено при вынесении решения по заявлению об оспаривании акта административного органа о привлечении к административной ответственности или удовлетворение заявленных требований, или отказ в их удовлетворении, при этом прекращение производства по делу об административном правонарушении регламентировано положениями ст. 24.5 КоАП РФ, которая в силу ст. 30.1 КоАП РФ не подлежит применению.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.09.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А41-62510/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской таможни - без удовлетворения.
Судья |
А.Н. Нагорная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение о признании незаконным постановления о назначении административного наказания, так как срок давности привлечения к ответственности истек. Суд установил, что нарушение было завершено в 2022 году, а наказание было назначено в 2023 году, что противоречит нормам законодательства.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2024 г. N Ф05-2156/24 по делу N А41-62510/2023