город Москва |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А41-71194/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Паскарь И.В.: Макарова А.К. (дов. от 26.10.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Мытищи Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 10 апреля 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИП Паскарь И.В.,
на решение Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2023 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2024 г.,
по делу N А41-71194/23
по заявлению индивидуального предпринимателя Паскарь Ирины Владимировны
к Администрации городского округа Мытищи Московской области
об оспаривании решения,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Паскарь Ирина Владимировна (далее - ИП Паскарь И.В., предприниматель, заявитель) является собственником нежилого здания с кадастровым номером 50:12:0100702:41, площадью 322,3 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., Мытищинский район, г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д. 76 (регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) от 21 декабря 2011 г. N 50-50-12/117/2011-026).
Вышеуказанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0100702:13, площадью 330 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - бытовое обслуживание, расположенном по адресу: Московская обл., Мытищинский район, г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д. 76 (далее - земельный участок), предоставленном ИП Паскарь И.В. на основании договора аренды от 26 сентября 2019 г. N 1746, заключенного с Администрацией городского округа Мытищи Московской области (далее - Администрация) (ранее - муниципальное образование "Городской округ Мытищи Московской области"), для размещения нежилого здания.
С целью реализации своего права на предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов, ИП Паскарь И.В. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Администрацией принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 11 марта 2021 г. N Р001-6265399507-43018138.
Не согласившись с указанным решением, Паскарь И.В. обратилась в Мытищинский городской суд Московской области с административным иском к Администрации о признании его незаконным.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 05 октября 2021 г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда по делу N 33а-3704/2022 решение Мытищинского городского суда Московской области от 05 октября 2021 г. отменено. Признано незаконным решение Администрации городского округа Мытищи Московской области от 11 марта 2021 г. N Р001-6265399507-43018138. Суд обязал Администрацию городского округа Мытищи Московской области повторно рассмотреть заявление Паскарь И.В. N Р001-6265399507-43018138.
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией было принято решение от 13 октября 2022 г. N И-12584-ОГ об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов".
Считая свои права нарушенными, ИП Паскарь И.В. обратилась в Мытищинский городской суд Московской области с заявлением к Администрации о признании указанного отказа незаконным и обязании Администрации предоставить ИП Паскарь И.В. в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100702:13.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 07 апреля 2023 г. по делу N 2а-3566/2023 в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по администратиным делам Московского областного суда от 07 августа 2023 г. по делу N 33а-27254/2023 (N 2а-3566/2023) решение Мытищинского городского суда Московской области от 07 апреля 2023 г. отменено, дело передано для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Московской области.
При рассмотрении дела в Арбитражном суде Московской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2024 г., в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Паскарь И.В. просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку она является собственником объекта недвижимости и имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ИП Паскарь И.В. поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ИП Паскарь И.В., суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Судами указано на то, что из содержания технического паспорта от 13 января 2004 г., технического паспорта от 13 января 2004 г., договора купли-продажи от 11 апреля 2005 г. следует, что нежилое здание представляет собой помещение склада. В соответствии с данными публичной кадастровой карты спорный земельный участок имеет разрешенное использование "Бытовое обслуживание" - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) (код 3.3 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 (далее - Классификатор), располагается в территориальной зоне О-1. С учетом назначения объекта (для использования в качестве складских помещений) фактическое использование земельного участка ("для размещения нежилого здания под складские помещения") не соответствует его разрешенному использованию, отраженному в ЕГРН - "бытовое обслуживание", которое не предполагает размещение складов.
Судами также указано на то, что спорный земельный участок располагается в территориальной зоне О-1-1 "Многофункциональная общественно-деловая зона", а в соответствии с выпиской из протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 24 сентября 2019 г. N 142-З в 2019 году земельный участок предоставлен предпринимателю для возведения на нем объекта, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка "бытовое обслуживание", однако по результатам проведения строительно-монтажных работ разрешение на ввод в эксплуатацию нового здания, используемого для бытового обслуживания, получено не было, ГПЗУ, а равно разрешение на реконструкцию объекта не получалось, т.е. объект возведен с нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного судами сделан вывод об отсутствии у предпринимателя исключительного права на приобретение спорного земельного участка в связи с неподтверждением последним соответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, а также указано на непредставление документов, подтверждающих фактическое использование объекта для бытового обслуживания населения, акта осмотра внутренних помещений здания, договора с арендаторами спорных нежилых помещений.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов в связи со следующим.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Из пунктов 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судами установлено, что ИП Паскарь И.В., являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером 50:12:0100702:41, площадью 322,3 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., Мытищинский район, г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д. 76 (регистрационная запись в ЕГРН от 21 декабря 2011 г. N 50-50-12/117/2011-026), обратилась в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности.
По результатам повторного рассмотрения заявления Администрацией со ссылкой на Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 31 мая 2021 г. N 15ВР-883 (далее - Административный регламент), принято решение, оформленное письмом от 13 октября 2022 г. N И-12584-ОГ, об отказе в предоставлении государственной услуги.
Какого-либо обоснования указанное письмо не содержит.
При этом суды, отказывая в удовлетворении требований, указали на отсутствии у предпринимателя исключительного права на приобретение спорного земельного участка в связи с неподтверждением последним соответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, а также указали на непредставление документов, подтверждающих фактическое использование объекта для бытового обслуживания населения, акта осмотра внутренних помещений здания, договора с арендаторами спорных нежилых помещений.
Между тем судами не учтено, что обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта требованиям закона лежит в данном случае на Администрации.
Администрацией не предоставлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Извлечение из технического паспорта на нежилое строение гражданского назначения не может служить таким доказательством.
Из акта осмотра земельного участка, составленного сотрудником управления земельно-имущественных отношений Администрации городского округа Мытищи, следует, что на участке расположено нежилое здание и биотуалет, земельный участок огорожен.
При этом на объект недвижимости, принадлежащий заявителю, зарегистрировано право собственности, зарегистрированное право собственности отсутствующим не признано, Администрацией не оспаривается.
Из технического паспорта на нежилое строение гражданского назначения (торговое, административное, учебно-научное, лечебно-санитарное, культурно-просветительское и др.), составленного государственным унитарным предприятием Московской области "Московское бюро технической инвентаризации" "Мытищинский филиал N 2 ГУП МО "МОБТИ" по состоянию на 13 января 2004 г. (том. 1 л.д. 80-92), следует, что вышеуказанный объект недвижимости 1967 года постройки, назначение здания - нежилое помещение склада.
В апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Московского областного суда по делу N 33а-3704/2022 сделаны выводы о том, что осуществление кадастрового учета здания с кадастровым номером 50:12:0100702:41 свидетельствует о достаточности сведений и документов для его постановки на кадастровый учет; сведений о том, что объект не завершен строительством материалы дела не содержат.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о реконструкции здания, строительстве нового здания, не представлены и документы, свидетельствующие о возведении нового объекты с нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Нежилое здание, принадлежащее заявителю на праве собственности с кадастровым номером 50:12:0100702:41 имеет площадь 322,3 кв.м, при этом площадь земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100702:13 составляет 330 кв.м, т.е. площадь испрашиваемого земельного участка соразмерна площади расположенного на нем объекта недвижимости.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что у судов не имелось оснований для вывода о законности оспариваемого решения Администрации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд кассационной инстанции полагает возможным обязать Администрацию городского округа Мытищи Московской области устранить нарушение прав ИП Паскарь И.В. путем предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", направив в течение 30 календарных дней со дня изготовления настоящего постановления ИП Паскарь И.В. подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100702:13, расположенного по Новомытищинскому проспекту, д. 76, в г. Мытищи, в трех экземплярах.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2023 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2024 г. по делу N А41-71194/23 отменить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Мытищи Московской области от 13 октября 2022 г. N И-12584-ОГ.
Обязать Администрацию городского округа Мытищи Московской области устранить нарушение прав ИП Паскарь И.В. путем предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", направив в течение 30 календарных дней со дня изготовления настоящего постановления ИП Паскарь И.В. подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100702:13, расположенного по Новомытищинскому проспекту, д. 76, в г. Мытищи, в трех экземплярах.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции признал незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность индивидуальному предпринимателю, указав на отсутствие доказательств несоответствия разрешенного использования земельного участка целям его фактического использования. Суд обязал администрацию предоставить земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, в собственность за плату без проведения торгов.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2024 г. N Ф05-6154/24 по делу N А41-71194/2023