г. Москва |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А41-56279/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 18.04.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Анисимовой О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - извещен, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Орион" - Аксеновой О.А. (представителя по доверенности от 25.01.2024),
от Федерального агентства лесного хозяйства - извещено, представитель не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от Администрации Рузского городского округа Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства экологии и природопользования Московской области - извещено, представитель не явился,
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Карова Альберта Хазраталиевича - извещен, не явился, представителя не направил,
от публично-правовой компании "Роскадастр" - извещена, представитель не явился,
рассмотрев 10.04.2024 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орион"
на решение от 08.08.2023
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 14.12.2023
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-56279/2022
в части
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Орион"
об обязании прекратить незаконное использование лесных насаждений,
третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Каров Альберт Хазраталиевич, публично-правовая компания "Роскадастр",
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - общество), в котором просил обязать общество прекратить незаконное использование лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23829, 50:19:0000000:23837, 50:19:0000000:23797, 50:19:0000000:23828 (с учетом определений суда о выделении требований комитета по другим земельным участкам в отдельные производства и принятых судом уточнений заявления) до
- получения разрешения, установленного частью 2 статьи 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон N 191/2014-ОЗ) и
- исполнения требований пунктов 7, 15, 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения".
В качестве третьих лиц в деле участвуют Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области (далее - администрация), Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Каров Альберт Хазраталиевич, публично-правовая компания "Роскадастр".
Решением от 08.08.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023, Арбитражный суд Московской области обязал общество прекратить незаконное использование лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23829, 50:19:0000000:23837, 50:19:0000000:23797, 50:19:0000000:23828 до получения разрешения, установленного частью 2 статьи 42 Закона N 191/2014-ОЗ, в удовлетворении остальной части заявления отказал.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие обстоятельствам выводов судов.
В судебном заседании представитель общества поддержал кассационную жалобу и просил отменить обжалуемые судебные акты в той части, в которой заявление комитета было удовлетворено; пояснил, что в части отказа в удовлетворении заявления комитета общество не обжалует судебные акты..
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей не направили. Каров А. Х. в судебное заседание также не явился.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Как установили арбитражные суды, обществу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23829, 50:19:0000000:23837, 50:19:0000000:23797, 50:19:0000000:23828, расположенные в Рузском городском округе Московской области, категория земель - земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельхозпроизводства,.
На основании обращений о незаконной рубке леса на территории Рузского городского округа Московской области проведен осмотр территории, в ходе которого выявлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0000000:23829, 50:19:0000000:23837, 50:19:0000000:23797, 50:19:0000000:23828 проведены работы по вырубке лесных насаждений.
Исходя из распоряжения обществом лесом на перечисленных земельных участках, повлекшего частичное уничтожение природного объекта, в отсутствие разрешений на вырубку зеленых насаждений порубочного билета на территории Рузского городского округа Московской области, комитет обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая подлежащим удовлетворению заявление комитета в части, суды первой и апелляционной инстанций установили, что названные земельные участки покрыты лесными насаждениями, лесные насаждения представлены сельским лесом; земельные участки покрыты многолетними лесными насаждениями хвойных и лиственных пород в возрасте от 50 до 110 лет. Общество, как признали суды, не осуществляло действий, направленных на создание леса на земельных участках; при приобретении обществом земельных участков они были обременены природным объектом - лесом, который обществу не передавался. Общество за выдачей разрешения на вырубку зеленых насаждений (порубочного билета) на территории Рузского городского округа Московской области в администрацию не обращалось.
С учетом этого суды, разрешая спор, руководствовались положениями статей 1, 3, 6-8, 26, 123 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 42, подпункта 4 пункта 2 статьи 60, статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 42 Закона N 191/2014-ОЗ, Правилами благоустройства территории Рузского городского округа Московской области, утвержденными Советом депутатов Рузского городского округа Московской области от 25.05.2020 N 457/49, приняли во внимание правовое регулирование, предусмотренное Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", и, соглашаясь с комитетом, указали, что рубка лесных насаждений на рассматриваемых земельных участках произведена незаконно.
Суды учли, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Суды отметили, что лесные насаждения - это природный ресурс (объект) с особым правовым режимом и при переходе права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения не следует переход права собственности на лесные насаждения, произрастающие на нем.
Частью 2 статьи 42 Закона N 191/2014-ОЗ предусмотрено, что вырубка деревьев и кустарников производится только на основании разрешения на вырубку зеленых насаждений, выданного органом местного самоуправления; Случаи и порядок выдачи разрешения на вырубку зеленых насаждений определяются правилами благоустройства муниципального образования.
Положения части 2 статьи 42 Закона N 191/2014-ОЗ недействующими, не подлежащими применению в установленном порядке не признавались, не отменялись.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе совместного акта осмотра территории участка от 08.07.2022, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении указанных норм права с учетом таких обстоятельств.
Что касается ссылки общества на то, что упомянутый судами Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на территории Рузского городского округа Московской области", утвержденный постановлением администрации от 20.06.2022 N 2519, был признан утратившим силу постановлением администрации от 01.06.2023 N 2897, то она является верной.
Этим же постановлением администрации был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку, посадку, пересадку зеленых насаждений на территории Рузского городского округа Московской области".
Вместе с тем утрата силы ранее действовавшего Административного регламента и утверждение нового Административного регламента не свидетельствует о неправильном разрешении судами спора.
Согласно пункту 1.6.4 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации от 01.06.2023 N 2897, как отмечает общество, выдача разрешения на вырубку, посадку, пересадку зеленых насаждений (под которыми понимается древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая и травянистая растительность как искусственного, так и естественного происхождения) не выдается на землях сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем в этом пункте Регламента имеется оговорка: за исключением случаев проведения работ, не направленных на сельскохозяйственную и аграрную деятельность.
Тем самым по нормам нового Административного регламента разрешение на вырубку, посадку, пересадку зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения выдается при проведении работ, не направленных на сельскохозяйственную и аграрную деятельность.
Как следует из судебных актов по настоящему делу, в том числе определений суда первой инстанции о выделении требований в отдельное производство, заявление комитета признано не подлежащим удовлетворению в части указания на исполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509 с учетом принятия Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям положительных решений по заявлениям общества в порядке пункта 7.4 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного данным Постановлением Правительства Российской Федерации, для целого ряда видов деятельности.
Ссылка представителя общества в судебном заседании суда округа на то, что общество было вынуждено в связи с установленной формой и нормативными требованиями привести в этих заявлениях по рассматриваемым земельным участкам широкий перечень видов деятельности в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не ограничиваясь указанием сельскохозяйственной деятельности, отклоняется как противоречащая Приложению к названному Положению, устанавливающему форму заявления, пункту 7 этого Положения, согласно которым в заявлении должен быть указан вид (или виды) использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, указанных в пункте 4 Положения.
Ссылаясь на пункт 1.6.4 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации от 01.06.2023 N 2897, общество не учитывает содержащуюся в этом пункте Регламента, оговорку. Кроме того, пунктом 1.4 того же Административного регламента предусмотрено, что вырубка, деревьев и кустарников на территории Рузского городского округа Московской области производится только на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке.
Доводы кассационной жалобы общества, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены судебных актов в обжалуемой части не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А41-56279/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о прекращении незаконного использования лесных насаждений на земельных участках, принадлежащих обществу. Установлено, что общество не получало разрешения на вырубку деревьев, что нарушает нормы законодательства о лесах и благоустройстве. Кассационная жалоба общества отклонена, судебные акты оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 апреля 2024 г. N Ф05-4924/24 по делу N А41-56279/2022