г. Москва |
|
19 апреля 2024 г. |
Дело N А40-286114/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "Сибтек": не явился, извещён;
от ИФНС России N 29 по г. Москве: Шайхетдинова Е.А. по доверенности от 29.01.2024, паспорту;
рассмотрев 18.04.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Сибтек",
на решение от 06.02.2023 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 17.04.2023 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-286114/2022
по заявлению ООО "Сибтек"
к ИФНС России N 29 по г. Москве,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сибтек" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 29 по г. Москве (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 21.11.2022 N 29-12/082818@, а также о признании не подлежащим исполнению постановление о назначении административного наказания от 04.02.2022 N 772920220001010
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023, отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.07.2023, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставлены без изменения.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 12.03.2024, постановление Арбитражного суда Московского округа отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московского округа
Определением Арбитражного суда Московского округа от 25.03.2024 дело принято к рассмотрению.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав представителя инспекции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что постановлением инспекции от 04.02.2022 N 772920220001010 общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 19 575 руб.
При этом, инспекция назначила обществу административный штраф из расчета 75 процентов суммы незаконной валютной операции (составившей 26 100 руб.), т.е. в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2022 по делу N А40-25431/22-21-198 постановление от 04.02.2022 N 772920220001008 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ изменено в части размера административного штрафа с учетом части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, размер штрафа снижен до 8 808 руб. 75 коп. Основанием для снижения штрафа послужило применение судом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ; штраф снижен судом ниже низшего предела.
Поскольку Федеральным законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 24.07.2022) санкция по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ изменена в меньшую сторону и сумма административного штрафа установлена в размере от 20 до 40 процентов от суммы незаконной валютной операции, ООО "Сибтек" 25.07.2022 обратилось в ИФНС России N 29 по г. Москве с заявлением о прекращении исполнения указанного постановления о назначении административного наказания полностью либо в части с учетом части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
15.08.2022 постановление от 04.02.2022 N 772920220001008 ООО "Сибтек" было исполнено.
Решением Инспекции от 21.11.2021 N 29-12/08281@ заявление общества о прекращении исполнения постановления оставлено без удовлетворения.
При этом административный орган указал, что постановление о прекращении исполнения по постановлению ИФНС России N 29 по г. Москве от 04.02.2022 N 772920220001008 не было вынесено в связи со снижением штрафа решением Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2022 по делу N А40-25431/22-21-198.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Поскольку на дату принятия оспариваемого решения от 21.11.2021 N 29-12/08281@ постановление от 04.02.2022 N 772920220001008 (с учетом его изменения Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2022 по делу N А40-25431/22-21-198) уже было исполнено, возможность именно прекращения исполнения данного постановления была утрачена. Общество не лишено возможности обратиться в административный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного штрафа.
Федеральным законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 235-ФЗ), внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушения валютного законодательства.
Согласно внесенным изменениям нарушение части 1 статьи 15.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению (пункт 2 Постановления Пленума N 37).
Суды указали, что Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вступил в силу 24.07.2022, т.е. после вынесения судом решения по делу N А40-25431/22 от 20.05.2022.
Таким образом, после вступления в законную силу Федерального закона N 235-ФЗ, улучшающего положения лица, привлеченного к административной ответственности, административный орган обязан был принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение правонарушения в части, однако не сделал этого. При этом ссылка административного органа на наличие решения суда по делу N А40-25431/22, которым уже был снижен штраф, является неправомерной, поскольку штраф снижен судом по иному основанию - на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Наличие указанного решения суда в данном случае не является обстоятельством, препятствующим прекращению исполнения постановления в связи с вступлением в законную силу Федерального закона N 235-ФЗ.
Между тем из части 2 статьи 1.7 КоАП РФ следует, что основанием для применения норм о смягчении административной ответственности возможно лишь в том случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено к моменту применения соответствующих нормо.
Судами установлено, что постановление N 77512134100029500001 от 23.12.2021 исполнено обществом 15.08.2022 в размере, установленном судом по делу N А40-25431/22, что, в свою очередь, после 15.08.2022 исключает возможность как отмены вынесенного административным органом постановления о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденными Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016, штраф, взысканный на основании постановления о назначении административного наказания после вступления в силу закона, исключающего административную ответственность за совершенное деяние, подлежит возврату.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что поскольку постановление уже исполнено, возможность именно прекращения исполнения данного постановления, о чем заявляет общество, утрачена.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций правомерно и обоснованно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по делу N А40-286114/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требований о прекращении исполнения административного наказания, поскольку оно было исполнено до вступления в силу нового закона, смягчающего ответственность. Суд установил, что административный орган не принял мер для отмены решения, что не является основанием для прекращения исполнения, так как штраф был уплачен.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2024 г. N Ф05-14961/23 по делу N А40-286114/2022
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14961/2023
27.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14961/2023
17.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13089/2023
06.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-286114/2022