г. Москва |
|
19 апреля 2024 г. |
Дело N А40-125810/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от АНО СОШ "Академическая гимназия": Грищенко В.В. по доверенности от 22.09.2023, паспорту;
от Департамента образования и науки города Москвы: Ряскин В.В. по доверенности от 21.04.2022, паспорту;
рассмотрев 18.04.2024 в судебном заседании кассационную жалобу департамента образования и науки города Москвы
на решение от 25.09.2023 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19.12.2023 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-125810/2023
по заявлению АНО СОШ "Академическая гимназия"
к Департаменту образования и науки города Москвы,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация средняя школа "Академическая гимназия" (далее - организация, АНО) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованием: признать незаконным бездействие Департамента образования и науки города Москвы (далее - департамент), выразившееся в непринятии решения о предоставлении организации субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в периоды с 12 сентября по 26 октября 2022 года, с 12 сентября по 31 октября 2022 года, с 12 сентября по 9 ноября 2022 года, с 12 сентября по 15 ноября 2022 года, с 12 сентября по 16 ноября 2022 года, с 12 сентября по 17 ноября 2022 года, с 12 сентября по 19 ноября 2022 года, с 12 сентября по 24 ноября 2022 года, с 12 сентября по 1 декабря 2022 года, с 12 сентября по 4 декабря 2022 года, с 12 сентября по 11 декабря 2022 года, с 12 сентября по 15 декабря 2022 года, с 12 сентября по 25 декабря 2022 года, с 12 сентября по 28 декабря 2022 года, с 12 сентября по 31 декабря 2022 года, с 13 сентября по 31 декабря 2022 года, с 14 сентября по 31 декабря 2022 года, с 15 сентября по 31 декабря 2022 года, с 16 сентября по 31 декабря 2022 года, с 19 сентября по 9 ноября 2022 года, с 19 сентября по 31 декабря 2022 года, с 21 сентября по 31 декабря 2022 года, с 22 сентября по 31 декабря 2022 года, с 26 сентября по 31 декабря 2022 года, с 27 сентября по 31 декабря 2022 года, с 28 сентября по 31 декабря 2022 года, с 29 сентября по 31 декабря 2022 года, с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, с 1 октября по 2 октября 2022 года, с 1 октября по 17 ноября 2022 года, с 1 октября по 24 ноября 2022 года, с 1 октября по 31 декабря 2022 года, с 3 октября по 31 декабря 2022 года, с 4 октября по 31 декабря 2022 года, с 5 октября по 31 декабря 2022 года, с 6 октября по 31 декабря 2022 года, с 7 октября по 31 декабря 2022 года, с 10 октября по 31 декабря 2022 года, с 13 октября по 31 декабря 2022 года, с 14 октября по 31 декабря 2022 года, с 17 октября по 31 декабря 2022 года, с 19 октября по 31 декабря 2022 года, с 20 октября по 31 декабря 2022 года, с 21 октября по 11 декабря 2022 года, с 21 октября по 31 декабря 2022 года, с 22 октября по 31 декабря 2022 года, с 25 октября по 31 декабря 2022 года, с 26 октября по 31 декабря 2022 года, с 31 октября по 31 декабря 2022 года, с 1 ноября по 31 декабря 2022 года, с 2 ноября по 31 декабря 2022 года, с 3 ноября по 31 декабря 2022 года, с 8 ноября по 14 декабря 2022 года, с 8 ноября по 31 декабря 2022 года, с 9 ноября по 31 декабря 2022 года, с 10 ноября по 31 декабря 2022 года, с 11 ноября по 31 декабря 2022 года, с 14 ноября по 31 декабря 2022 года, с 15 ноября по 31 декабря 2022 года, с 17 ноября по 31 декабря 2022 года, с 18 ноября по 31 декабря 2022 года, с 21 ноября по 31 декабря 2022 года, с 22 ноября по 31 декабря 2022 года, с 23 ноября по 31 декабря 2022 года, с 24 ноября по 31 декабря 2022 года, с 25 ноября по 31 декабря 2022 года, с 28 ноября по 31 декабря 2022 года, с 29 ноября по 31 декабря 2022 года, с 30 ноября по 31 декабря 2022 года, с 1 декабря по 31 декабря 2022 года, с 5 декабря по 31 декабря 2022 года, с 7 декабря по 31 декабря 2022 года, с 8 декабря по 31 декабря 2022 года, с 9 декабря по 31 декабря 2022 года, с 12 декабря по 31 декабря 2022 года, с 13 декабря по 31 декабря 2022 года, с 14 декабря по 31 декабря 2022 года, с 15 декабря по 31 декабря 2022 года, с 16 декабря по 31 декабря 2022 года, с 20 декабря по 31 декабря 2022 года, с 21 декабря по 31 декабря 2022 года, с 23 декабря по 31 декабря 2022 года, с 26 декабря по 31 декабря 2022 года, с 27 декабря по 31 декабря 2022 года, с 28 декабря по 31 декабря 2022 года, с 1 января по 9 января 2023 года, с 1 января по 31 августа 2023 года, (далее, спорные периоды) в полном (заявленном) объеме, взыскании судебной неустойки.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе департамент просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель организации возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что организация обратилась в департамент с отчетом о фактических затратах, возникших у получателя субсидии из бюджета города Москвы в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения с учетом отклонения контингента за 4 квартал 2022 года (далее - отчет).
Из приказа департамента N 196 от 14.03.2023 "О внесении изменений в приказы Департамента образования и науки города Москвы от 1 ноября 2022 года N 918 и от 2 декабря 2022 года N 1023" (далее - приказ), организации стало известно, что денежные средства не предоставлены в полном (заявленном) объеме, что следует из приложения N 4 к указанному приказу N 196.
Согласно сверке расчетов, произведенной организацией, департаментом не предоставлена субсидия в размере 148 313 928 руб. за спорные периоды.
В приказе разъяснено, что субсидии предоставлены на основании решения Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидий из бюджета города Москвы (Протокол N 1 от 10 марта 2023 г.).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование являются предметом регулирования Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании" (далее - Закон об образовании).
Пункт 6 части 1 статьи 8 Закона об образовании наделил полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Согласно части 5 статьи 99 применяемого Закона об образовании, субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Порядок рассмотрения заявок на получение субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям утвержден приказом департамента от 15 марта 2019 года N 87 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям". Настоящий порядок определяет процедуру рассмотрения заявок на предоставление субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения (далее - порядок).
При этом, исходя из содержания п. 15 приложения 3 к приказу Департамента образования и науки города Москвы от 15 марта 2019 года N 87, получатель субсидии в целях перерасчета размера субсидии ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет отчет о фактических затратах в связи с предоставлением гражданам дошкольного и общего образования в период обучения с учетом отклонения контингента (отчет о фактических затратах) в случаях:
15.1.Отклонения контингента в большую сторону от общей численности контингента, представленного в заявках в текущем учебном году.
15.2.Отклонения контингента в меньшую сторону от общей численности контингента, представленного в заявках в текущем учебном году.
Согласно п. 17 Порядка, Отчеты о фактических затратах направляются в ГКУ ЦФО ДОНМ с приложением документов:
-список контингента, в отношении которого требуется корректировка субсидии, зачисленного в текущем учебном году, имеющего место жительства в городе Москве и зарегистрированного на момент подачи заявки в КИС "ГУСОЭВ";
-копии приказов о зачислении обучающихся, имеющих место жительства в городе Москве, для обучения в организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в текущем учебном году;
- копии приказов об отчислении обучающихся, имеющих место жительства в городе Москве, для обучения в организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в текущем учебном году, на обучение которых предоставлена субсидия из бюджета города Москвы в текущем учебном году.
Согласно п. 18 порядка, рассмотрение поступивших отчетов о фактических затратах осуществляется в соответствии с правилами и в те же сроки, которые установлены Правовыми актами и настоящим приказом для рассмотрения заявок о предоставлении субсидии.
Правовой акт, который устанавливает порядок предоставления субсидии частным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 640-ПП (далее - N 640-ПП).
Согласно п. 2.5 постановления N 640-ПП, Департамент принимает и незамедлительно регистрирует заявки (в данном случае отчеты) с приложенными документами, и в срок не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами проводит анализ на соответствие заявки с приложенными документами требованиям, установленным настоящим Порядком, а также на соответствие претендента требованиям, а именно, субсидии предоставляются частным образовательным организациям, зарегистрированным в установленном порядке в качестве налогоплательщика и осуществляющим свою деятельность на территории города Москвы, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию реализуемых основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (п. 1.2 постановления N 640-ПП).
В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению ГКУ ЦФО ДОНМ в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки с приложенными документами направляет организации, подавшей заявку, письменное уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению с указанием причин такого отказа способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления. Основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 N 640-ПП, а также наличие в отношении организации процедуры приостановления деятельности, ликвидации, банкротства (п. 2.8 постановления N 640-ПП).
Отказ от принятия отчета к рассмотрению организация в установленном порядке не получала.
Согласно п. 2.10 постановления N 640-ПП решение о предоставлении субсидии и ее размере принимается ДОНМ на основании заключения отраслевой комиссии в срок не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации последней представленной заявки.
В данном случае Отчет принят и рассмотрен, однако, департамент при его не принял решение о предоставлении субсидии в полном (заявленном) объеме, равно как и решения об отказе в предоставлении субсидии.
Согласно п. 15 приказа департамента от 15 марта 2019 года N 87 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее - приказ ДОНМ) Получатель субсидии в целях перерасчета размера субсидии ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет отчет о фактических затратах в связи с предоставлением гражданам дошкольного и общего образования в период обучения с учетом отклонения контингента (отчет о фактических затратах).
Отчеты о фактических затратах направляются в электронном виде посредством УАИС Бюджетный учет с приложением документов, подписанных электронной подписью:
-список контингента, в отношении которого требуется корректировка субсидии, зачисленного в текущем учебном году, имеющего место жительства в городе Москве и зарегистрированного на момент подачи заявки в КИС "ГУСОЭВ";
-копии приказов о зачислении обучающихся, имеющих место жительства в городе Москве, для обучения в организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в текущем учебном году;
-копии приказов об отчислении обучающихся, имеющих место жительства в городе Москве, для обучения в организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в текущем учебном году, на обучение которых предоставлена субсидия из бюджета города Москвы в текущем учебном году (п. 17 Приказа ДОНМ).
Рассмотрение поступивших отчетов о фактических затратах осуществляется в соответствии с правилами и в те же сроки, которые установлены правовыми актами и настоящим приказом для рассмотрения заявок о предоставлении субсидии (п. 18 Приказа Департамента).
Основаниями для отказа в приеме заявок (в данном случае - отчетов) к рассмотрению являются (п. 6.2 Приказа Департамента):
- несоответствие Заявки и (или) приложенных к ней документов требованиям, установленным Правовыми актами и (или) настоящим Объявлением о проведении отбора;
- представление неполного комплекта документов, наличие недостоверных сведений в представленных Организацией документах, в том числе по итогам проверки на соответствие представленных Организацией данных о контингенте данным КИС "ГУСОЭВ".
Вышеуказанный перечень оснований для отказа является закрытым, исчерпывающим.
При этом ни Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 640-1111 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения" (далее - порядок), ни приказ не содержат информации о том, что Заявителю для получения субсидии необходимо совместно с Заявкой предоставить документ, подтверждающий место жительства или пребывания ребенка в городе Москве.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1). Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ (абз. 2 ст. 3 Закона N 5242-1).
Согласно вышеназванному порядку, фактическим доказательством обучения детей в образовательной организации, находящейся на территории города Москвы, являются копии приказов о зачислении обучающихся в организацию для получения общего образования в текущем учебном году, копии приказов о переводе обучающихся в другой класс.
При этом КИС ГУСОЭВ - это система, в которую вносятся сведения о ребенке, поступающем в образовательную организацию. Правила приема в образовательную организацию, а также документы, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены родителями определены в Приказе Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 года N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - порядок приема).
Согласно п. 22 порядка, прием на обучение по основным общеобразовательным программам осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего, реализующего право, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В пункте 26 порядка предусмотрено, что для приема в образовательную организацию, родители (законные представители) детей предоставляют копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории).
Закрепление территорий устанавливается только для муниципальных организаций для определения приоритетности приема детей при ограниченном количестве мест в организации. Данный вывод подтверждается письмом Минпросвещения России от 12.07.2019 N 03-838.
Суды указали, что организация не является муниципальной образовательной организацией, вследствие чего для нее не установлена закрепленная территория, в связи с этим, основным документом, который необходим для зачисления детей в организацию, является личное заявление родителя (законного представителя).
Территориальный принцип, закрепленный в ч. 3 ст. 67 Федерального закона распространяется исключительно на правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации.
Из совокупности установленных обстоятельств, применительно к рассматриваемой ситуации, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о доказанности оспариваемого бездействия со стороны департамента.
Судами установлена для департамента обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем принятия соответствующего решения о предоставлении субсидии в заявленном размере.
Введение законодателем положений части 4 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволило лицу, оспаривающему акт органа местного самоуправления, по заявлению которого акт признан недействительным (незаконным) и на этот орган возложена обязанность совершения в установленный законом срок определенных действий, требовать взыскания с органа местного самоуправления судебной неустойки как меры ответственности за неисполнение им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия.
С учетом изложенного, судами применена судебная неустойка, а именно в случае неисполнения судебного акта взыскать с департамента в пользу заявителя подлежит взысканию денежные суммы: единовременно 300.000 руб. при неисполнении департаментом решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,05% от 200.391.931,00 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда 19.12.2023 по делу N А40-125810/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность требований образовательной организации к департаменту о признании бездействия в вопросе предоставления субсидии на возмещение затрат. Суд установил, что департамент не принял решение о предоставлении субсидии в полном объеме, что нарушает права организации. Также была применена судебная неустойка за неисполнение решения суда. Кассационная жалоба департамента отклонена.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2024 г. N Ф05-7011/24 по делу N А40-125810/2023