г. Москва |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А41-23311/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 22.04.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Анисимовой О.В.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явился, извещён;
от ООО "Фермер-Сити "Рузский": не явился, извещён;
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явился, извещён;
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явился, извещён;
от Администрации Рузского городского округа Московской области: не явился, извещён;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещён;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: не явился, извещён;
от ИП Комарова Антона Юрьевича: не явился, извещён;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям: не явился, извещён;
рассмотрев 17.04.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Фермер-Сити "Рузский"
на решение от 02.11.2023 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 25.01.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-23311/2022
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к ООО "Фермер-Сити "Рузский",
третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ИП Комарова Антона Юрьевича, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям,
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фермер-Сити "Рузский" (далее - общество) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, об обязании прекратить незаконное использование земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0030108:36, 50:19:0030108:66 до получения разрешения, установленного частью 2 статьи 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" и исполнения требований пунктов 7, 15, 21 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ИП Комарова Антона Юрьевича, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям ( далее - управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.11.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024, заявленные требования удовлетворены частично, а именно: суд обязал общество прекратить незаконное использование земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0030108:36, 50:19:0030108:66 до получения разрешения, установленного частью 2 статьи 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
От управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие третьего лица.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0030108:36, 50:19:0030108:66 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0030108:36, 50:19:0030108:66 покрыты древесно-кустарниковыми насаждениями.
Согласно акту осмотра от 12.07.2022 на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0030108:36, расположенном вблизи д. Мамошино Рузского г. о., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 2,5023 га в предыдущие периоды (определить точное время не представляется возможным) произведена рубка насаждений до степени прекращения роста на площади около 0.5 га, определить объем и породный состав срубленной древесины не представляется возможным. Древесина частично расположена на месте проведения рубки, место рубки не очищено от порубочных остатков;
На земельном участке с с кадастровым номером 50:19:0030108:66, расположенном вблизи д. Мамошино Рузского г. о., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 29,6594 га в предыдущие периоды (определить точное время не представляется возможным) произведена рубка насаждений до степени прекращения роста на площади около 1 га, определить объем и породный состав срубленной древесины не представляется возможным. Древесина частично расположена на месте проведения рубки, место рубки не очищено от порубочных остатков;
В материалы дела представлено уведомления общества в адрес Управления Россельхозназдора по городу Москва, Московской и Тульской областям о намерении использовать земельные участки, в том числе в целях заготовки и переработки древесины.
При этом комитетом представлены в материалы дела юридически значимые документы, подтверждающие проведение в границах участков с кадастровыми номерами 50:19:0030108:36, 50:19:0030108:66 санитарно-выборочной рубки лесных насаждений, в целях обеспечения нераспространения жуков вредителей, а также разборов завалов, удалению сухостойных деревьев и "переспелых" лесных насаждений.
Полагая, что в границах земельного участка общества произведена вырубка многолетних лесных насаждений без получения соответствующей разрешительной документации, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основным принципом земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно статье 7 указанного Закона, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Под лесом понимается целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи внутренней и с внешней средой (п. 3.1.3 Стандарта отрасли ОСТ 56-108-98 "Лесоводство. Термины и определения", утв. Приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 года N 203).
В соответствии со ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно п. 3.1 постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 95, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П) лес в качестве одной из разновидностей природных объектов определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие спои природные свойства.
В силу двойственности понятия "лес" при регулировании отношений по возмещению вреда в тех случаях, когда лес рассматривается как экосистема, превалирует экологический фактор и проявляются особенности особой экологической ответственности, предполагающей расходы на восстановление всех компонентов экосистемы на поврежденном участке; если же речь идет о лесе как природном ресурсе, то лес рассматривается в качестве экономической категории, а потому в причиненный ущерб включается стоимость утраченных компонентов, что характерно для компенсаторной функции, выполняемой гражданским законодательством.
Согласно абз. 5 п. 3.1 постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.
Как совокупность элементов экосистемы таких как естественная и (или) искусственно созданная древесно-кустарниковой растительность, живой напочвенный покров, дикие животные и микроорганизмы, образующие природный комплекс, рассматривается лес и в в абз. 2 ст. 1 Модельного Лесного кодекса для государств - участников СНГ (в новой редакции принят 27.03.2017 Постановлением N 46-17 на 46-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).
Правовой статус лесов, которые находились в пользовании сельскохозяйственных организаций, а также не используемых земель, заросших или зарастающих деревьями и кустарниками закреплен в ст. 123 ЛК РФ, внесенной в ЛК РФ ФЗ от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий".
В силу ч. 1 ст. 123 ЛК РФ леса на земельных участках сельскохозяйственного назначения подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Согласно ч. 2 ст. 123 ЛК РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509, установлено, что использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом указанным постановлением в совокупности с положениями иных актов, в том числе принятых органами местного самоуправления, установлен порядок такого использования.
Из положений вышеуказанных норм и разъяснений Конституционного суда РФ следует, что лесные насаждения - это природный ресурс (объект) с особым правовые режимом, и при переходе права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения не следует переход права собственности на лесные насаждения, произрастающие на нем.
Кроме того, указанным Положением установлены категории земель, на которые не распространяется его действие (на земли лесного фонда, а также на земельные участки, переведенные из категории "земли лесного фонда" в порядке ст. 11 Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" в иные категории, в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения; на земельных участках, относящихся к специально отведенным для выполнения агротехнических мероприятий по разведению и содержанию зеленных насаждений (питомники, оранжерейные комплексы); на территории кладбищ; на землях, входящих в полосу отвода железных и автомобильных дорог).
Земли сельскохозяйственного назначения в этот перечень не входят.
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Суды указали, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
Судами установлено, что в материалы дела представлено письмо Комитета лесного хозяйства Московской области от 23.08.2018 N Исх-17856/26-08 о том, что в отношении участков с кадастровыми номерами 50:19:0030108:36, 50:19:0030108:66 приняты акты о внесении изменений в документированную информацию государственного лесного реестра на основании протокола от 21.05.2018 N 26ПС-363, а также выписка из ГЛР, подтверждающая исключение границ участков из состава земель лесного фонда.
По заявлениям общества от 23.03.2023 об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, поданным в соответствии с Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509, Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям принято отрицательное решение о возможности использования участков, поскольку лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность не соответствует критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения (протокол заседания от 26.04.2023 N 3).
Из протокола заседания межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, от 26.04.2023 N 3 суды установили, что несоответствие лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения установлено Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Поскольку доказательств отнесения древесно-кустарниковой растительности, расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0030108:36, 50:19:0030108:66 к лесным насаждениям в материалы дела не представлено, суды пришли к выводу, что данные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения в том числе с учетом норм о "лесной амнистии".
Суды указали, что нормы Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 NN 1509, не подлежат применению при использовании таких участков.
Суды пришли выводу, что заявленные требования в данной части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Кроме того, судами отмечено следующее.
Подпунктом "а" части 3 статьи 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" установлена обязанность обеспечивать сохранность зеленых насаждений собственниками (правообладатели) территорий (участков) с зелеными насаждениями.
В соответствии с частью 2 указанной статьи вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, производится только на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке. Разрешение на производство вырубки деревьев и кустарников в муниципальных образованиях выдается органом местного самоуправления.
Постановлением Главы Рузского городского округа Московской области от 12.04.2018 N 1277 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на территории Рузского городского округа Московской области", утвержденный в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области", в целях повышения ответственности юридических лиц и граждан при осуществлении лесопользования, обеспечения охраны и восстановления древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на территории Рузского городского округа Московской области.
Согласно указанному регламенту, вырубка любых зеленых насаждения возможна только после получения порубочного билета.
В соответствии с пунктом 6.1 указанного регламента заявитель (представитель заявителя) обращается в уполномоченный орган посредством РПГУ или МФЦ за получением разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Рузского городского округа Московской области.
Суды указали, что аналогичные требования содержатся в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на территории Рузского городского округа Московской области, утвержденном постановлением администрации Рузского городского округа МО от 20.06.2022 N 2519".
Суды установили, что факт вырубки зеленых насаждений подтверждается актом осмотра от 12.07.2022, и не оспаривается ответчиком. Осмотр проводился при участии представителя общества, заявлений и замечаний при составлении акта не поступило.
При этом суды отметили, что доказательств получения порубочного билета в материалы дела не представлено.
Суды указали, что аналогичные выводы также изложены в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438 по делу N А43-33065/2020, Определении Верховного Суда РФ от 09.12.2022 N 305-ЭС22-23342 по делу N А41-65528/2021.
Суды пришли к выводу, что проведение рубки в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0030108:36, 50:19:0030108:66 без получения порубочного билета в соответствии с Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" является незаконной и подлежит запрету.
Суды учли правовую позицию Арбитражного суда Московского округа, изложенную в постановлении от 25.12.2023 по делу N А41-65377/21.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А41-23311/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Главы Рузского городского округа Московской области от 12.04.2018 N 1277 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на территории Рузского городского округа Московской области", утвержденный в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области", в целях повышения ответственности юридических лиц и граждан при осуществлении лесопользования, обеспечения охраны и восстановления древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на территории Рузского городского округа Московской области.
...
Суды указали, что аналогичные выводы также изложены в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438 по делу N А43-33065/2020, Определении Верховного Суда РФ от 09.12.2022 N 305-ЭС22-23342 по делу N А41-65528/2021.
...
Суды учли правовую позицию Арбитражного суда Московского округа, изложенную в постановлении от 25.12.2023 по делу N А41-65377/21."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2024 г. N Ф05-6825/24 по делу N А41-23311/2022