Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 ноября 2007 г. N А08-1230/07-1
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 октября 2007 г. N А08-1230/07-1
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от Индивидуального предпринимателя Ф.А.M. - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от Инспекции ФНС России по г. Белгороду - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); третьи лица: от МУ "Г" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от ГУ УПФ РФ по г. Белгороду - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.05.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007 по делу N А08-1230/07-1, установил:
Индивидуальный предприниматель Ф.А.M. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции ФНС России по г. Белгороду (далее - Инспекция), выразившихся в отказе возврата ошибочно уплаченной по платежному поручению от 12.09.2006 N 4 суммы арендной платы в размере 14734,26 руб. на КБК 18210202030061000160, предназначенный для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
Решением суда от 15.05.2007 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Инспекция просит вынесенные по делу судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что оспариваемые решение и постановление суда отмене не подлежат.
Как видно из материалов дела, Предприниматель по платежному поручению от 12.09.2006 N 4 ошибочно перечислил 14734,26 руб. арендной платы за пользование земельным участком на КБК 18210202030061000160, предназначенный для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
Индивидуальный предприниматель Ф.А.M. обратился в Инспекцию с заявлением о возврате указанной суммы на его расчетный счет.
Инспекция письмом от 09.10.2006 N 3123-10/42 отказала в возврате данной суммы, ссылаясь на отсутствие закона, определяющего порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Полагая отказ налогового органа незаконным, Предприниматель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Статьей 3 Закона N 167-ФЗ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов для органов Пенсионного фонда РФ законом не установлено.
Поскольку Закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета либо возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются гл. 12 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 2, 7 и 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика по его письменному заявлению за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 13 статьи 78 НК РФ установлено, что предусмотренные ст. 78 НК РФ правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Факт излишней уплаты предпринимателем указанных денежных средств, также наличие заявления плательщика на возврат данной суммы подтвержден материалами дела и Инспекцией не оспаривается.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в возврате Предпринимателю ошибочно уплаченных 14734,26 руб.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 г. N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение), поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в представлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях представляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду пункт 44 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, судом сделан правильный вывод о том, что администратором поступлений по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, в связи с чем зачет (возврат) излишне уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно обязал Инспекцию ФНС России по г. Белгороду произвести возврат Предпринимателю ошибочно уплаченной по платежному поручению от 12.09.2006 N 4 суммы арендной платы в размере 14734,26 руб.
Таким образом, обжалуемые решение и постановление суда изменению или отмене не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.05.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007 по делу N А08-1230/07-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Белгороду - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 ноября 2007 г. N А08-1230/07-1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании