город Москва |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А41-29216/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Ормедикл": Евграфова Е.Ю. - не допущен (не представлен оригинал доверенности);
от ответчика (заинтересованного лица) ТФОМС Московской области: Токуновой Н.В. (дов. N исх-13036/02-03 от 23.11.2022 г.);
рассмотрев 23 апреля 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Ормедикл"
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2023 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2024 г.
по делу N А41-29216/23
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ормедикл"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области
о признании незаконной проверки, акта выездной внеплановой контрольной проверки от 02 февраля 2023 г., требования от 10 февраля 2023 г. N ИСХ-1400/
и по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Ормедикл"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Ормедикл" (далее - ООО "Ормедикл", общество, медицинская организация) включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в Московской области.
В период с 23 января 2023 г. по 02 февраля 2023 г. на основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС Московской области, Фонд) от 20 января 2023 г. N 31 (с изменениями, внесенными приказами ТФОМС МО от 26 января 2023 г. N 39, от 27 января 2023 г. N 43) должностными лицами (комиссией) Фонда была проведена выездная внеплановая контрольная проверка использования средств ОМС, полученных на финансовое обеспечение программы ОМС Московской области за период с 01 июля 2020 г. по 20 января 2023 г. (далее - проверка) в ООО "Ормедикл".
По итогам проведенной проверки Фондом составлен акт от 02 февраля 2023 г. (далее - акт), согласно которому медицинской организации вменяется, в том числе нарушение положений пункта 1 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35, части 6 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) и пункта 208 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н, выразившееся в использовании не по целевому назначению средств ОМС в июле 2020 года - декабре 2021 года в размере 5 931 640 руб. 80 коп., в январе - июне 2022 года в размере 5 053 483 руб. 96 коп. (итого 10 985 124 руб. 76 коп.).
На основании указанного акта Фондом выставлено требование от 10 февраля 2023 г. N ИСХ-1400/ об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе выездной внеплановой контрольной проверки в ООО "Ормедикл" в период с 23 января 2023 г. по 02 февраля 2023 г., в соответствии с которым обществу предложено:
восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в общей сумме 10 985 124 руб. 76 коп., путем возврата в бюджет ТФОМС МО;
перечислить в бюджет ТФОМС МО штраф в размере 1 098 512 руб. 48 коп., в том числе за нецелевое использование средств ОМС, допущенное в 2021 и 2022 годах в общей сумме 1 040 932 руб. 37 коп. (10% от суммы нецелевого использования средств), в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Считая свои права нарушенными, ООО "Ормедикл" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ТФОМС МО о признании незаконными акта проверки от 02 февраля 2023 г., требования от 10 февраля 2023 г. N ИСХ-1400/, а также выездную внеплановую контрольную проверку, проведенную ТФОМС МО в период с 23 января 2023 г. по 02 февраля 2023 г.
ТФОМС МО обратилось в Арбитражный суд Московской области со встречным исковым заявлением к ООО "Ормедикл" о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в сумме 10 985 124 руб. 76 коп., штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме 1 098 512 руб. 48 коп., пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, начисленных на сумму 10 985 124 руб. 76 коп. за каждый день просрочки, начиная с 01 марта 2023 г. по день фактической уплаты и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, начисленных на сумму 1 040 932 руб. 37 коп. за каждый день просрочки, начиная с 01 марта 2023 г. по день фактической уплаты.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2024 г., в удовлетворении требований ООО "Ормедикл" отказано. Встречные исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ООО "Ормедикл" в пользу ТФОМС МО денежные средства ОМС, использованные не по целевому назначению в сумме 1 098 512 руб. 48 коп., штраф в сумме 1 098 512 руб. 48 коп. за использование средств ОМС не по целевому назначению, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, начисленных на сумму 10 985 124 руб. 76 коп. за каждый день просрочки, начиная с 01 марта 2023 г., по день фактической уплаты и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, начисленных на сумму 1 040 932 руб. 37 коп. за каждый день просрочки, начиная с 01 марта 2023 г., по день фактической уплаты. С ООО "Ормедикл" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 83 418 руб. 00 коп.
В кассационной жалобе ООО "Ормедикл" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие нецелевого использования средств ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу ТФОМС МО просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ТФОМС МО возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ООО "Ормедикл" не допущен в судебное заседание, поскольку не представлен оригинал доверенности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ТФОМС МО, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Законом об ОМС.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 9 Закона об ОМС медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
В силу части 5 статьи 15 Закона об ОМС медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона об ОМС предусмотрено, что медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона об ОМС).
В силу части 1 статьи 35 Закона об ОМС базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона об ОМС).
Из части 7 статьи 35 Закона об ОМС следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Закона об ОМС территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Правила обязательного медицинского страхования утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н (далее - Правила N 108н).
Пунктом 208 указанных Правил установлено, что распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) осуществляется одним из следующих способов:
1) пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
2) пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9);
3) пропорционально площади, используемой для оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами);
4) путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) вида медицинской помощи (медицинской услуги) для медицинской организации;
5) пропорционально иному выбранному показателю.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Ормедикл" о признании незаконными акта проверки от 02 февраля 2023 г., требования от 10 февраля 2023 г. N ИСХ-1400/, а также выездной внеплановой контрольной проверки, проведенной ТФОМС МО в период с 23 января 2023 г. по 02 февраля 2023 г., суды пришли к выводу о том, что они соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку обществом в нарушение положений пункта 1 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35, части 6 статьи 39 Закона об ОМС и пункта 208 Правил N 108н в проверяемом периоде произведены расходы на арендную плату за пользование имуществом без распределения затрат по источникам финансирования, что привело к излишнему расходованию средств ОМС.
Судами установлен факт использования медицинской организацией в проверяемом периоде средств ОМС в общем размере 10 985 124 руб. 76 коп., а также указано на соблюдение Фондом порядка проведения проверки в отношении общества.
Отклоняя доводы общества об отсутствии у ТФОМС МО оснований для проведения проверки устранения нарушений и недостатков, ранее выявленных в ходе плановой документарной (камерной) комплексной проверки, суды со ссылкой на положения Закона об ОМС и пунктов 31, 32, 34 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 2021 г. N 255н (далее - Порядок N 255н), указали на наличие у ТФОМС МО оснований для проведения проверки в виде контрольной в целях изучения результатов работы медицинской организации по устранению нарушений и недостатков, ранее выявленных в ходе комплексной проверки, результаты которой отражены в акте от 21 сентября 2022 г.
Так, в период с 05 сентября 2022 г. по 21 сентября 2022 г. ТФОМС МО на основании приказа от 17 августа 2022 г. N 385 "О проведении плановой документарной (камеральной) комплексной проверки в ООО "Ормедикл" и в соответствии с Планом по проведению проверок использования средств ОМС медицинскими организациями в 2022 году была проведена плановая документарная (камеральная) комплексная проверка использования средств ОМС в ООО "Ормедикл" за период с 01 июля 2020 г. по 30 июня 2022 г., по результатам которой составлен акт плановой документарной (камеральной) комплексной проверки использования средств ОМС в ООО "Ормедикл" от 21 сентября 2022 г. (далее - акт от 21 сентября 2022 г.).
Из акта следует, что в нарушение пункта 208 Правил N 108н в ООО "Ормедикл" не определен способ распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (на запрос комиссии о предоставлении сведений об объеме средств, полученных от приносящей доход деятельности, получен отказ, поэтому, комиссией не подтверждено фактическое распределение затрат по источникам финансирования в проверяемом периоде (стр. 32 акта проверки от 21 сентября 2022 г.), в связи с чем ТФОМС МО письмом от 28 сентября 2022 г. N ИСХ-10465/09 обратился к Прокурору Московской области с просьбой провести проверку фактического распределения затрат по источникам финансирования в ООО "Ормедикл" за период с 01 июля 2020 г. по 30 июля 2022 г. или оказать содействие в получении сведений об объеме средств, полученных от приносящей доход деятельности медицинской организации за указанный период.
Письмом от 18 октября 2022 г. N 7/2-2022 Прокуратурой Московской области письмо Фонда направлено в Орехово-Зуевскую городскую прокуратуру.
Письмом Орехово-Зуевской городской прокуратуры от 21 ноября 2022 г. N 7.26.2022 сообщено, что прокуратурой проведена проверка по сведениям ТФОМС МО и установлено, что в нарушение части 2 статьи 20 Закона об ОМС и пункта 208 Правил N 108н ООО "Ормедикл" не определен способ распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи, а медицинской организацией комиссии ТФОМС МО не представлены сведения об объеме средств, полученных от приносящей доход деятельности.
По факту выявленных нарушений законодательства в сфере ОМС Орехово-Зуевской городской прокуратурой в ООО "Ормедикл" 18 ноября 2022 г. вынесено представление об устранении нарушений законодательства.
29 ноября 2022 г. ООО "Ормедикл" в ТФОМС МО была представлена таблица "Поступление денежных средств на расчетный счет и кассовые расходы за период с 01 июля 2020 г. по 30 июля 2022 г.". Иные документы, а также документы, подтверждающие сведения, указанные в таблице, медицинской организацией не представлены.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь пунктом 31 Приказа N 255н, в том числе с целью рассмотрения ранее не представленных документов, в соответствии с приказом ТФОМС МО от 20 января 2023 г. N 31 (с изменениями, внесенными приказами от 26 января 2023 г. N 39, от 27 января 2023 г. N 43) в период с 21 января 2023 г. по 02 февраля 2023 г. была проведена выездная внеплановая контрольная проверка в ООО "Ормедикл" за период с 01 июля 2020 г. по 30 июля 2022 г., с целью проверки изучение результатов работы по устранению нарушений и недостатков в части ведения медицинской организацией раздельного учета по операциям со средствами ОМС (вопрос, подлежащий проверке: соблюдение требований пункта 208 Правил N 108н).
По результатам проведенной контрольной проверки установлены нарушения положений пункта 1 части 1, пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35, части 6 статьи 39 Закона об ОМС и пункта 208 Правил N 108н - отсутствие в проверяемом периоде в обществе локального нормативного акта, определяющего способ распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи, в связи с чем комиссией Фонда был произведен расчет распределения расходов на аренду нежилых помещений пропорционально поступлениям финансовых средств в соответствующем периоде, о чем составлен акт проверки от 02 февраля 2023 г., в котором отражено нецелевое использование средств ОМС в сумме 10 985 124 руб. 76 коп. и выставлено требование об устранении нарушений в использовании средств ОМС, выявленных в ходе выездной внеплановой контрольной проверки в ООО "Ормедикл" от 10 февраля 2023 г. N ИСХ-1400/.
Доводы общества относительно того, что выбор способа распределения затрат в соответствии с пунктом 208 Правил 108н осуществляется самой медицинской организацией со ссылкой на Приказ об учетной политике от 01 января 2020 г. N 2 и приложение к приказу от 01 декабря 2022 г. (далее - Приказ об учетной политике), в связи с чем ТФОМС МО не вправе был применять подпункт 5 пункта 208 Правил N 108н, а должен был применить подпункт 3 пункта 208 указанных правил пропорционально площади, используемой для оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами), что следует, как полагает заявитель, из Приказа об учетной политике и договоров на аренду помещения общей площадью 915,5 кв.м от 20 августа 2019 г. N 1, от 16 августа 2020 г. N 4, от 15 августа 2021 г. N 3, в реквизитах которых указаны данные счета ОМС, и договоров на аренду помещения общей площадью 312,2 кв.м от 20 августа 2019 г. N 2, от 16 августа 2020 г. N 5, от 15 августа 2021 г. N 4, в реквизитах которых указаны данные коммерческого счета, отклонены судами, поскольку Приказ об учетной политике не соотносится с подпунктом 3 пункта 208 Правил N 108н, то есть указанный способ не предусматривает пропорциональность распределения затрат, т.к. в Приказе об учетной политике дано лишь определение расходов медицинской организации для целей бухгалтерского учета.
Таким образом, медицинской организацией в ходе проверки подтверждено отсутствие выбранного способа распределения затрат для коммерческих целей и целей ОМС в локальных нормативных актах медицинской организации, что подтверждается также отсутствием возражений со стороны медицинской организации на акт проверки от 21 сентября 2022 г., заключение которого содержит вывод об отсутствии определения в ООО "Ормедикл" способа распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи.
Учетная политика дополнена медицинской организацией положениями о распределении расходов между источниками финансирования путем внесения изменений только 01 декабря 2022 г., в то время как проверяемый период был установлен с 01 июля 2020 г. по 30 июня 2022 г., следовательно, в проверяемом периоде обществом не был определен способ распределения затрат, о чем сделана отметка в акте проверки от 21 сентября 2022 г.
Судами дана подробная оценка нецелевого использования средств ОМС обществом.
Удовлетворяя встречные исковые требования ТФОМС МО о взыскании с ООО "Ормедикл" денежных средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 1 098 512 руб. 48 коп., штрафа в сумме 1 098 512 руб. 48 коп. за использование средств ОМС не по целевому назначению, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, начисленных на сумму 10 985 124 руб. 76 коп. за каждый день просрочки, начиная с 01 марта 2023 г., по день фактической уплаты и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, начисленных на сумму 1 040 932 руб. 37 коп. за каждый день просрочки, начиная с 01 марта 2023 г., по день фактической уплаты, суды исходили из того, что на основании пункта 21 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 20 января 2021 г. N 506510/21, от 30 декабря 2021 г. N 506510/22 за несвоевременный возврат денежных средств в ТФОМС МО при выявлении нецелевого использования медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору, а также несвоевременную уплату штрафа за нецелевое использование медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору, медицинская организация уплачивает Фонду за счет собственных средств пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, от неперечисленных сумм за каждый день просрочки; уплата пени не освобождает медицинскую организацию от возврата денежных средств в Фонд и уплаты штрафа в соответствии с условиями договора.
Требование об уплате медицинской организацией штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению основано на положениях части 9 статьи 39 Закона об ОМС.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2023 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2024 г. по делу N А41-29216/23 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Ормедикл" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность проверки и акта о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, установив, что медицинская организация не определила способ распределения затрат. В результате, требования о возврате средств и наложении штрафа были удовлетворены, а кассационная жалоба отклонена как необоснованная.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2024 г. N Ф05-6819/24 по делу N А41-29216/2023