г. Москва |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А40-65434/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 13.05.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Консист-оператор связи": Больдюсова О.В. по доверенности от 18.01.2024, Минофьева Н.Ю. по доверенности от 18.01.2024, Северинова М.М. по доверенности от 18.01.2024;
от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: Мадзаев С.О. по доверенности от 24.04.2023;
от Федеральной налоговой службы: извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А40-65434/23 по заявлению акционерного общества "Консист-оператор связи" к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об оспаривании
третье лицо: Федеральная налоговая служба
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Консист - оператор связи" (далее - АО "КОНСИСТ-ОС", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство, Минцифры), с учетом принятых уточнений предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с требованиями о признании незаконными действия Минцифры России по проведению внеочередной проверки и исключению АО "КОНСИСТ-ОС" из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, аннулированию государственной аккредитации от 27.06.2016 за номером 6141; об отмене решения об аннулировании государственной аккредитации АО "КОНСИСТ-ОС" в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий; о восстановлении в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий записи об аккредитации АО "КОНСИСТ-ОС" от 27.06.2016 за номером 6141.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств, и направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против ее удовлетворения.
В заседании представитель Минцифры доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Представитель общества против ее удовлетворения возражал, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся в заседание представителей, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Судами установлено, АО "КОНСИСТ-ОС" внесено в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий 27.06.2016 за номером 6141.
В ходе самостоятельного запроса общества о его статусе в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, направленного в Минцифры через портал государственных услуг, АО "КОНСИСТ-ОС" обнаружило, что его аккредитация аннулирована.
Основанием для принятия такого решения послужило отсутствие согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в ФНС России.
Общество 27.12.2022 направило в Минцифру мотивированное письмо N 179/100/2959 об отмене решения об аннулировании аккредитации, ответа на которое в установленный законом срок не получил.
27.01.2023 на портале государственных услуг в личном кабинете АО "КОНСИСТ-ОС" появилось уведомление о принятии решения Минцифры об аннулировании государственной аккредитации заявителя.
07.02.2023 заявитель направил в Минцифры письмо N 179/100/282 о выдаче решения об аннулировании государственной аккредитации ИТ-организаций.
В ответном письме от 09.03.2023 N ПП-2-05-200-16054, Минцифры сообщило о том, что 18.01.2023 направило АО "КОНСИСТ-ОС" письмо N П11-2-05-200-2599 с ответами на содержащиеся в обращении вопросы.
Полагая, что действия Минцифры и решение об аннулировании аккредитации АО "КОНСИСТ-ОС" как организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.
Порядок государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции столицы Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются, в том числе, для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 30.09.2022 N 1729 утвердило Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной аккредитации государственная аккредитация организаций проводится в целях оказания им мер государственной поддержки.
В силу пункта 3 Положения о государственной аккредитации Государственную аккредитацию организаций проводит Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Положения о государственной аккредитации государственная аккредитация аннулируется уполномоченным органом в случае, если: а) организация подала заявление об отказе от государственной аккредитации; б) организация не соответствует одному или нескольким условиям, предусмотренным пунктами 4 - 9 настоящего Положения (за исключением подпункта "а" пункта 4 настоящего Положения); в) в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности организации; г) организация относится к одной из категорий, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 17 настоящего Положения; д) Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование прямо участвуют в организации и доля такого участия составляет более 50 процентов; е) организацией представлены заведомо ложные сведения о соответствии условиям, предусмотренным пунктами 4 - 9 настоящего Положения; ж) организация не представила согласие, обеспечивающее возможность раскрытия сведений уполномоченному органу, предусмотренное подпунктом "д" пункта 4 настоящего Положения, в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", если государственная аккредитация организации была предоставлена до вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации.
Признавая заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными было представлено в налоговый орган 19.10.2022 и соответствовало требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729. В представленной форме в разделе подачи согласия на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну, общедоступными проставлен признак "1" - "Все сведения".
Как указали суды, инструкция по направлению согласия налогоплательщика (плательщика налоговых сборов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, издана после направления заявителем согласия, не является нормативно-правовым актом, разъясняет только технические требования по заполнению электронной формы, а особенности технических настроек в личном кабинете налогоплательщика, приводящие к ненадлежащему межведомственному взаимодействию не могут считаться достаточным основанием для аннулирования аккредитации.
Суды также указали, что на момент опубликования решения об аннулировании государственной аккредитации в личном кабинете АО "КОНСИСТ-ОС" на портале государственных услуг - 27.01.2023 Минцифры России получило мотивированные возражения заявителя об ошибочном исключении АО "КОНСИСТ-ОС" из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (письмо от 27.12.2022 N 179/100/2959) и знало о наличии повторно направленного заявителем в ФНС России согласия, оформленного в соответствии с требованиями Минцифры, а также опубликованным на его ресурсе 20.10.2022.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа восстановления нарушенного права, суд возложил на Минцифры обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий запись об аккредитации АО "КОНСИСТ-ОС" от 27.06.2016 за номером 6141.
Суд округа не усматривает оснований не согласиться с выводами судов, и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование оспариваемого решения заявителем не пропущен.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А40-65434/23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность действий акционерного общества, оспаривающего аннулирование своей аккредитации в области информационных технологий. Установлено, что согласие на раскрытие налоговой тайны было предоставлено в соответствии с требованиями законодательства. Суд обязал Министерство цифрового развития восстановить запись об аккредитации в реестре в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2024 г. N Ф05-6180/24 по делу N А40-65434/2023