г. Москва |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А40-78516/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 14.05.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Гогричиани Э.Г. по доверенности от 18.01.2024;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: Хрипун А.С. по доверенности от 15.01.2024;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве: извещено, представитель не явился;
от Департамента городского имущества города Москве: извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по делу N А40-78516/23 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Департамент городского имущества города Москве
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, Управление Росреестра по г. Москве, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации права, оформленного уведомлением от 03.02.2023 N КУВД-001/2022-41474718/12, о возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление, Департамент просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Управления общество возражает против ее удовлетворения.
В заседании представитель Управления Росреестра по г. Москве доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Представитель ОАО "РЖД" против удовлетворения кассационных жалоб возражал, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на жалобу Управления, выслушав явившихся в заседание представителей, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Как установлено судами, ОАО "РЖД" обратилось в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с КН 77:02:0014010:2659, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Ивовая, д. 8.
Уведомлением от 29.09.2022 N КУВД-001/2022-41474718/2 Управление Росреестра по г. Москве приостановило государственную регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0014010:2659, а в последующем, в связи с неустранением замечаний, перечисленных в уведомлении от 29.09.2022, Управлением принято решение от 03.02.2023 N КУВД-001/2022-41474718/12 об отказе в государственной регистрации прав.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Пунктами 1, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества, поскольку в Управление Росреестра по г. Москве были представлены все необходимые документы, которые содержали сведения о ранее учтенном земельном участке, в том числе, распоряжение Минимущества России, ФЭК России и МПС России N 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003, передаточный акт от 30.09.2003, перечень предаваемого имущественного комплекса в уставный капитал ОАО "РЖД".
Суды указали, что в целях устранения замечаний, перечисленных в уведомлении Управления о приостановлении государственной регистрации прав от 29.09.2022 N КУВД-001/2022-41474718/2, на государственную регистрацию была представлена пояснительная записка с объяснением причин расхождения между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем на регистрацию, и сведениями, имеющимися в ЕГРН, в отношении земельного участка с КН 77:02:0014010:2659.
Согласно передаточному акту от 30.09.2003 и перечню подлежащего передаче в уставный капитал ОАО "РЖД" имущественного комплекса, заявителю был передан земельный участок, площадью 9 476 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Ивовая д. 8. Между тем, в сведениях ЕГРН о земельном участке, в отношении которого заявителем были направлены документы на регистрацию права собственности, значится земельный участок, площадью 785 кв. м, расположенный по тому же адресу.
Судами установлено, что объект недвижимости, сведения о котором содержатся в ЕГРН, идентичен объекту, который был передан в уставный капитал ОАО "РЖД" в 2003, а различия в площади земельного участка связано с разделом первоначального земельного участка, последующих преобразований и образованных в результате этого земельных участков.
На основании изложенного, суды пришли к выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд округа не усматривает оснований не согласиться с выводами судов, и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по делу N А40-78516/23 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по делу N А40-78516/23 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2024 г. N Ф05-6088/24 по делу N А40-78516/2023