город Москва |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А41-28087/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14.05.2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Анциферовой О.В.
судей: Матюшенковой Ю.Л., Нагорной А.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ловцевич Я.А., доверенность от 24.04.2023 г.,
от заинтересованного лица: Фенин В.Д., доверенность от 09.01.2024 г., Бутина С.А., доверенность от 09.01.2024 г.,
рассмотрев 13 мая 2024 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу АО "Совхоз имени Ленина"
на решение Арбитражного суда Московской области от 23.10.2023 года,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 года,
по заявлению АО "Совхоз имени Ленина"
к Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
АО "Совхоз имени Ленина" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.10.2022 N 5503 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.10.2023 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами арбитражного суда первой и апелляционной инстанции, АО "Совхоз имени Ленина" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней. Представители заинтересованного лица против удовлетворения кассационной жалобы возражали по доводам, изложенным в судебных актах и просили судебные акты суда первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой АО "Совхоз имени Ленина", в которой заявитель со ссылкой на не соответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт либо направить дело на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанции в ходе рассмотрения дела по существу, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год налоговым органом составлен акт налоговой проверки и принято оспариваемого решение, согласно которому заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 2 394 065 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 09.01.2023 N 07-12/000051, решение оставлено без изменения.
Основанием для доначисления налога послужил установленный инспекцией факт неправомерного исключения заявителем из декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:21:0040112:4705.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 372, 374, 375, 381 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 13 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", действующим в проверяемый период Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, учитывая разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 29.12.2003 N 04-05-06/53, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, отказали в удовлетворении требований.
В силу изложенного исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные в обоснование заявленных требований доказательства, исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом изучения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
В частности. судами отмечено, что статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Таким образом, решения о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, помимо льгот, предусмотренных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, могут приниматься законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации самостоятельно.
Пунктом 2 статьи 13 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" установлено, что религиозные организации освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, не относящегося к имуществу, используемому ими для осуществления религиозной деятельности.
Иных льгот в отношении имущества религиозного назначения указанный закон не содержит.
Учитывая изложенное, организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, на территории Московской области льгота по налогу на имущество в отношении имущества религиозного назначения не может быть предоставлена.
Таким образом, как верно отмечено судами, законодатель предусмотрел льготу, исходя из субъекта, а не объекта налогообложения, то есть предполагая, что храм может находиться в собственности не только религиозного учреждения.
Состав движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации в качестве объектов основных средств, определен пунктом 5 Положений по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года N 26н, согласно которому к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Согласно пункту 4 Положений по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года N 26н, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Спорным имуществом заявитель владеет, пользуется и распоряжается в пределах, определяемых гражданским законодательством Российской Федерации.
Возможность беспрепятственного доступа к спорному объекту неопределенного круга лиц означает допустимую форму использования данного имущества обществом в своей деятельности.
С учетом изложенного, спорный объект обладает всеми признаками, необходимыми для принятия его на бухгалтерский учет в качестве объекта основного средства.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 06.05.2024 N 305-ЭС24-2955.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 АПК РФ).
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2023 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2024 года по делу N А41-28087/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анциферова |
Судьи |
Ю.Л. Матюшенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган доначислил налог на имущество в связи с неправомерным исключением налогоплательщиком из декларации объекта недвижимого имущества.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа.
НК РФ предусмотрена льгота по налогу на имущество для религиозных организаций - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности. Также согласно закону субъекта РФ религиозные организации освобождаются от уплаты налога в отношении иного имущества.
Таким образом, законодатель предусмотрел льготу исходя из субъекта, а не объекта налогообложения, то есть предполагая, что соответствующий объект может находиться в собственности не только религиозного учреждения.
Налогоплательщик не является религиозной организацией, поэтому не вправе применить налоговую льготу, хотя спорное имущество относится к объектам религиозного назначения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2024 г. N Ф05-8506/24 по делу N А41-28087/2023