город Москва |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А40-38015/23-166-235 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБУ "Клиническая больница": Кузнецовой О.А. (дов. N 47 от 21.08.2023 г.), Сарбасовой М.Б. (дов. N 59 от 21.11.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) МГФОМС: Копышкиной С.Л. (дов. N 14-01-45/20397 от 13.12.2023 г.);
рассмотрев 15 мая 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Клиническая больница"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2024 г.
по делу N А40-38015/23-166-235
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Клиническая больница" Управления делами Президента Российской Федерации
к Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования
о признании недействительным акта проверки от 30 ноября 2022 г. N 180/521 в части,
УСТАНОВИЛ: в период с 01 ноября 2022 г. по 30 ноября 2022 г. на основании приказа Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (далее - МГФОМС, Фонд) от 26 октября 2022 г. N 521 должностными лицами (комиссией) Фонда была проведена выездная плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы за период деятельности 2019-2020 годы (далее - проверка), в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Клиническая больница" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГБУ "Клиническая больница", учреждение, медицинская организация, заявитель).
По итогам проверки Фондом составлен акт от 30 ноября 2022 г. N 180/521 (далее - акт), согласно которому медицинской организации вменяется, в том числе нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) и пункта 4.9 Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве, утвержденных постановлениями Правительства Москвы от 27 декабря 2018 г. N 1703-ПП и от 24 декабря 2019 г. N 1822-ПП (далее - Территориальные программы), выразившееся в использовании не по целевому назначению средств ОМС в размере 772 697,00 руб. (за счет средств ОМС произведены расходы по возмещению работниками расходов по прохождению ими предварительного медицинского осмотра (освидетельствования) наркологом и психиатром) и выставлено требование осуществить возврат в бюджет МГФОМС денежных средств в сумме 772 697,00 руб., использованных не по целевому назначению, с уплатой штрафа 10,0%, что составляет 77 269,70 руб.
Направленные ФГБУ "Клиническая больница" возражения на акт были отклонены МГФОМС письмом от 12 декабря 2022 г. N 020204/19697.
Выстеленное МГФОМС требование было исполнено заявителем, что подтверждается платежными поручениями от 14 декабря 2022 г. N 529546, N 529545.
Считая свои права нарушенными, ФГБУ "Клиническая больница" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МГФОМС о признании указанного акта недействительным в части наличия факта использования учреждением средств ОМС не по целевому назначению в сумме 772 697,00 руб. и требования о возврате в бюджет МГФОМС средств в сумме 772 697,00 руб., уплате штрафа 10,0% в сумме 77 269,70 руб. и обязании МГФОМС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГБУ "Клиническая больница" путем возврата медицинской организации денежных средств в размере 772 697,00 руб., штрафа в размере 77 269,70 руб., уплаченных по платежным поручениям от 14 декабря 2022 г. N 529546, N 529545.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2024 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГБУ "Клиническая больница" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие нецелевого использования средств ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу МГФОМС просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГБУ "Клиническая больница" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель МГФОМС против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Законом об ОМС.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 9 Закона об ОМС медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
В силу части 5 статьи 15 Закона об ОМС медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона об ОМС).
Частью 1 статьи 38 Закона об ОМС предусмотрено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Из части 7 статьи 35 Закона об ОМС следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Правила обязательного медицинского страхования утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н (далее - Правила N 108н).
В соответствии с пунктами 4.9 Территориальных программ структура тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других медицинских организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый акт в части сумм нецелевого использования соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку медицинской организацией произведено возмещение сотрудникам расходов за прохождение предварительных медицинских осмотров (освидетельствований) наркологом и психиатром при приеме на работу за счет средств ОМС в нарушении законодательства в сфере обязательного медицинского страхования.
Судами установлен факт использования медицинской организацией в проверяемом периоде средств ОМС в общем размере 772 697,00 руб. на оплату расходов, связанных с возмещением сотрудникам расходов за прохождение предварительных медицинских осмотров (освидетельствований) за счет средств ОМС.
Указанные действия не соответствуют направлениям использования средств ОМС, определенным Законом об ОМС, Территориальными программами, и не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
При этом структура тарифа на оплату медицинской помощи конкретизирована Правилами ОМС, Правилами ОМС и не включает в себя затраты на компенсацию расходов, понесенных работниками медицинской организации.
Факт оплаты за счет средств ОМС компенсации расходов, понесенных работниками медицинской организации за прохождение предварительных медицинских осмотров (освидетельствований), заявителем не оспаривается.
Отклоняя доводы ФГБУ "Клиническая больница" о том, что компенсация расходов медицинских работников включается в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в составе "прочих выплат", "прочих затрат на общехозяйственные нужды", "прочих расходов" и может быть осуществлена за счет средств ОМС, суды указали на то, что структура тарифа на оплату медицинской помощи носит закрытый характер и представляет собой исчерпывающий перечень целей, на которые медицинская организация может использовать средства ОМС и не предусматривает возможность компенсации расходов медицинских работников за счет средств ОМС.
Судами дана подробная оценка доводам заявителя.
Требование об уплате медицинской организацией штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению основано на положениях части 9 статьи 39 Закона об ОМС.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2024 г. по делу N А40-38015/23-166-235 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Клиническая больница" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования медицинской организации о признании недействительным акта проверки, в котором установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования. Судебные инстанции подтвердили, что расходы на предварительные медицинские осмотры сотрудников не входят в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, что нарушает законодательство в сфере обязательного медицинского страхования.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 мая 2024 г. N Ф05-7937/24 по делу N А40-38015/2023