г. Москва |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А41-25849/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.
при участии в заседании:
от истца: администрации Одинцовского городского округа - извещено, представитель не явился;
от ответчиков: Федерального агентства лесного хозяйства - извещено, представитель не явился;
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Гогричиани Э.Г., представитель по доверенности от 18 января 2024 года;
от третьих лиц: Управления Росреестра по Московской области извещено, представитель не явился;
Муниципального казенного учреждения "Служба районных кладбищ" Одинцовского муниципального района извещено, представитель не явился;
Комитета лесного хозяйства Московской области извещено, представитель не явился;
Министерства имущественных отношений Московской области извещено, представитель не явился;
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), в лице филиала Московской области- извещено, представитель не явился;
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - извещено, представитель не явился;
Правительства Московской области извещено, представитель не явился;
Правительства Российской Федерации извещено, представитель не явился;
Территориального управления Росимущества в Московской области извещено, представитель не явился;
рассмотрев 14 мая 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 9 ноября 2023 года Арбитражного суда Московской области на постановление от 26 января 2024 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делуN А41-25849/2022
по исковому заявлению администрации Одинцовского городского округа
к Федеральному агентству лесного хозяйства и открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области; Муниципальное казенное учреждение "Служба районных кладбищ" Одинцовского муниципального района; Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), в лице филиала Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительство Московской области, Правительство Российской Федерации, Территориальное управление Росимущества в Московской области,
о признании права собственности на земельный участок и установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
администрация Одинцовского городского округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о признании права собственности муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области" на земельный участок площадью 9 129 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, д. Полушкино и установлении границ земельного участка, занятого захоронениями, в соответствии с геодезическими данными, указанными в заключении эксперта.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Росреестра по Московской области; Муниципальное казенное учреждение "Служба районных кладбищ" Одинцовского муниципального района; Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), в лице филиала Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительство Московской области, Правительство Российской Федерации, Территориальное управление Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 9 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2024 года, требования удовлетворены частично. Суд признал право собственности муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области" на земельный участок площадью 9 129 кв.м,, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, д. Полушкино и установил его границы в соответствии с заключением эксперта.
Не согласившись с выводами судов, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация до начала судебного заседания направила в суд ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителей.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на территории Одинцовского городского округа рядом с д. Полушкино расположено местное закрытое для свободных захоронений кладбище, внесенное в Единый реестр кладбищ, расположенных на территории Московской области. Захоронения на кладбище производились с 1945 года. Границы указанного кладбища на местности не установлены.
Спорный земельный участок, необходимый для использования по назначению спорного кладбища, относится к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
В целях признания права собственности и установления границ земельного участка, администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в рассматриваемом случае права администрации на земельный участок, занятый кладбищем, подтверждены, исходя из выводов судебной экспертизы, пришли к выводу о том, что факт наличия пересечений земельного участка ОАО "РЖД" и участка кладбища подтвержден. Таким образом, суды заключили, что граница земельного участка ОАО "РЖД" с кадастровым номером 50:20:0000000:1648 подлежит уточнению в соответствии с результатами экспертного заключения, а земельный участок под кладбищем подлежит образованию.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о погребении и похоронном деле создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (часть 1 статьи 18 Закона о погребении и похоронном деле).
В силу подпункта 9 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, занятые гражданскими захоронениями, признаны изъятыми из оборота.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1178/52 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области" земельные участки, находящиеся под захоронениями должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, земельный участок, занимаемый общественным кладбищем, находится в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данный земельный участок в силу закона является разграниченным (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 305-КГ18-18749; определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2019 года N 305-ЭС19-13550).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о погребении и похоронном деле, места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения. На землях историко-культурного назначения возможно размещение военных и гражданских захоронений, что предусмотрено пунктом 1 статьи 99 ЗК РФ.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций верно отметили: из приведенных норм следует, что спорный земельный участок, необходимый для использования по назначению спорного кладбища, относится к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
В ходе рассмотрения по делу назначена судебная экспертиза, в рамках которой эксперт определил площадь и границы Полушкинского кладбища по местам существующих захоронений.
Проанализировав заключение эксперта, суды первой и апелляционной инстанций констатировали: экспертное заключение соответствует указанным выше нормам. У судов отсутствуют основания сомневаться в достоверности и объективности выводов эксперта.
Вопреки доводам кассационной жалобы ОАО "РЖД", выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением норм действующего законодательства.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 9 ноября 2023 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2024 года по делу N А41-25849/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил право муниципального образования на земельный участок, занятый кладбищем, установив его границы согласно экспертному заключению. Кассационная жалоба ответчика отклонена, поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права и учли все доказательства, подтверждающие наличие пересечений с земельным участком ответчика.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2024 г. N Ф05-5879/24 по делу N А41-25849/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5879/2024
14.10.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17404/2024
01.08.2024 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-25849/2022
20.05.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5879/2024
26.01.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-27046/2023
09.11.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-25849/2022