город Москва |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А40-237938/2023 |
Арбитражный суд Московского округа в составе
судьи Гречишкина А.А. (единолично),
рассмотрев кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2023,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2024
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-237938/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сириус Медикал"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании недействительным решения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сириус Медикал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - фонд) от 05.10.2023 N 770323100116003; об обязании установить страховой тариф на 2023 год по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с классом профессионального риска 1 в размере 0,2% с кодом ОКВЭД "Торговля оптовая фармацевтической продукцией".
Заявление принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2024 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, фонд обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение норм права.
В материалы дела от общества поступил отзыв на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как установлено судами из материалов дела, общество является плательщиком страховых взносов, страховой тариф в соответствии с видом экономической деятельности - 0,2%, ОКВЭД 46.46 "Торговля оптовая фармацевтической продукцией", соответствующий 1 классу профессионального риска.
Общество за пределами срока, установленного п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, представило в фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2023 год с необходимыми документами.
В адрес общества 03.05.2023 поступило уведомление фонда о присвоении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4%, в связи с тем, что в ЕГРЮЛ в отношении общества указан вид экономической деятельности (ОКВЭД 77.39.26 "Аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях"), имеющий наиболее высокий класс профессионального риска.
Общество 11.05.2023 представило в фонд сопроводительное письмо с описанием сложившейся ситуации, заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности.
После получения указанных документов общества ответа со стороны фонда не последовало, тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год пересмотрен не был.
По итогам камеральной проверки общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2023 по 30.06.2023 был составлен Акт N 770323100116001, содержащий сведения о неполной уплате обществом страховых взносов, в связи с неподтверждением основного вида экономической деятельности (ОКВЭД 46.46 "Торговля оптовая фармацевтической продукцией").
Фонд вынес решение N 770323100116003 от 05.10.2023 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Решение), предусматривающее привлечение общества к ответственности в виде штрафа в размере 53 409, 83 руб. и начисление пени в размере 4 609,42 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с заявлением в суд.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, учли, что фонд должен был принять во внимание направленные обществом документы с подтверждением основного вида экономической деятельности.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что уточнение обществом сведений для подтверждения основного вида деятельности не лишает его права на пересмотр размера страхового тарифа, поскольку запрета на такое действие со стороны фонда законодательством РФ не установлено, а применяемый страховой тариф должен быть экономически обоснованным и соответствовать фактически осуществляемому виду деятельности.
Суд округа не усматривает оснований не согласиться с данными выводами судов и признает, что спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм права.
По смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности. Данные выводы изложены также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Поскольку размер страхового тарифа определяется исходя из фактически осуществляемого коммерческой организацией вида экономической деятельности (по которой получен наибольший доход) (пункт 9 Правил N 713), а не видов деятельности, указанных в уставных документах или ЕГРЮЛ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для установления обществу тарифа страховых взносов в размере 3,4%, в связи с чем удовлетворили заявленные обществом требования.
Довод Фонда о пропуске страхователем срока на подтверждение основного вида деятельности, правомерно отклонен судами, поскольку реализация данного права не может обращаться в санкцию, применяемую к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, поскольку является лишь мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926). Фонд по итогам проверки необоснованно, без достаточных правовых оснований и установления фактических обстоятельств, неверно квалифицировал основной вид деятельности общества, что обусловило незаконное начисление пеней и применение санкции (статьи 19, 26.11, 26.22, 26.29 Закона N 125-ФЗ).
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебных актов, в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ не нарушены.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2024 по делу N А40-237938/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Отделения СФР, нет оснований для пересмотра тарифа взносов на обязательное социальной страхование от несчастных случаев на производстве, т. к. страхователь вовремя не представил необходимые документы, и тариф установлен на основании сведений из ЕГРЮЛ.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами фонда не согласился.
Уточнение обществом сведений для подтверждения основного вида деятельности не лишает его права на пересмотр размера страхового тарифа, запрета на такое действие со стороны фонда в законе нет. Применяемый страховой тариф должен быть экономически обоснованным и соответствовать фактически осуществляемому виду деятельности.
Страхователь, не представивший в установленный срок документы, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2024 г. N Ф05-7602/24 по делу N А40-237938/2023