город Москва |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А40-212549/23-2-1225 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Специализированный застройщик "Староселье": Ли К.И. (дов. от 01.01.2024 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Корниловой М.В. (дов. N Д-13/2024 от 15.01.2024 г.);
рассмотрев 21 мая 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2024 г.,
по делу N А40-212549/23-2-1225
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Староселье"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Староселье" (далее - ООО "Специализированный застройщик "Староселье", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:17:0150111:4400, общей площадью 15 175 +/-43 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, внутренняя территория поселения Филимонковское, квартал 163, земельный участок 6 (далее - земельный участок), о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации 77:17:0150111:4400-77/051/2021-61 от 16 июля 2021 г.
На указанном земельном участке обществом, с привлечением средств участников долевого строительства, на основании разрешения на строительство N 77-246000-017267-2018 осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, внутренняя территория поселения Филимонковское, квартал 163, д. 6 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26 июля 2022 г. N 77-246000-010860-2022).
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) 20 сентября 2022 г. в жилом доме было зарегистрировано право собственности на квартиру N 202 (запись регистрации в ЕГРН 77:17:0150111:12116-77/060/2022-1).
26 мая 2023 г. ООО "Специализированный застройщик "Староселье" через филиал государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" по работе с крупными застройщиками и государственными структурами обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением о внесении в ЕГРН записи о прекращении права собственности на земельный участок в связи с возникновением общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0150111:4400 (N MFC-0558/2023-796176-1; КУВД-001/2023-21969862).
Уведомлением от 01 июня 2023 г. N КУВД-001/2023-21969862/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 77:17:0150111:4400 в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 2 части 4 и части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) до 01 сентября 2023 г., с указанием на то, что земельный участок не обладает признаками общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и о направлении в Департамент городского имущества города Москвы запроса по вопросу наличия проекта межевания территории, которым установлены границы земельного участка, на котором расположен спорный объект.
18 августа 2023 г. в Управление Росреестра по Москве из Департамента городского имущества города Москвы поступил ответ на запрос, в котором указано на то, что государственный кадастровый учет не осуществлялся; проект межевания территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, за счет средств бюджета не разрабатывался; решений о разработке проекта межевания за счет средств внебюджетных источников не принималось.
Уведомлением от 23 августа 2023 г. N N КУВД-001/2023-21969862/3 Управление Росреестра по Москве сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку представленные документы не устраняли в полном объеме причин, препятствующих кадастровому учету.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 01 сентября 2023 г. N КУВД-001/2023-21969862/5 отказало в осуществлении государственной регистрации прав на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ООО "Специализированный застройщик "Староселье" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Специализированный застройщик "Староселье" путем осуществления государственной регистрации прекращения права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0150111:4400.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2024 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что земельный участок не обладает признаками общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Специализированный застройщик "Староселье" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 указанной статьи земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из разъяснений, содержащихся пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Из частей 2 и 5 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ООО "Специализированный застройщик "Староселье" были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о прекращении права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0150111:4400.
При этом судами установлено, что в соответствии со сведениями ЕГРН за участниками долевого строительства в построенном многоквартирном жилом доме зарегистрировано право собственности.
Отклоняя доводы Управления Росреестра по Москве об отсутствии разработанного Департаментом городского имущества города Москвы проекта межевания территории земельного участка, суды со ссылкой на положения статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" указали на отсутствие оснований для разработки проекта межевания территории, поскольку спорный земельный участок является сформированным (образованным) под размещение жилой застройки - многоквартирных домов, при этом государственный кадастровый учет участка в существующих границах осуществлен регистрационным органом.
Установив указанные обстоятельства, а также приняв во внимание, что для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирном доме достаточно завершения строительства многоквартирного жилого дома (разрешения на ввод в эксплуатацию) и регистрации права собственности первого лица на помещение на любое из помещений в многоквартирном доме, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2024 г. по делу N А40-212549/23-2-1225 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о прекращении права собственности на земельный участок, указав на наличие общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Управление Росреестра не смогло обосновать отказ в регистрации, так как все необходимые документы были представлены, а земельный участок был сформирован для жилой застройки. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2024 г. N Ф05-8865/24 по делу N А40-212549/2023