г. Москва |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А40-206240/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" - Загривко Д.С., представитель по доверенности от 17 января 2023 года;
от заинтересованных лиц: Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации - Алфимов В.Г., представитель по доверенности от 9 июня 2023 года; Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 15 мая 2024 года в судебном онлайн-заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез"
на решение от 4 апреля 2023 года
Арбитражного города Москвы
на постановление от 5 декабря 2023 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-206240/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез"
к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" (далее - ООО "Солнцевский угольный разрез") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, содержащим следующие требования:
1. Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации (далее - Рослесхоз), выразившееся в непринятии мер по заявлению ООО "Солнцевский угольный разрез" от 4 мая 2022 года N 06/1, направленных на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра о выделении особо защитных участков лесов в границах лесных участков Углегорского, часть 3 (б. Краснопольское), часть 2 (б. Шахтерское) участковое лесничество участкового лесничества Углегорского лесничества в Сахалинской области, предоставленных в аренду ООО "Солнцевский угольный разрез" на основании договоров аренды лесных участков: N152 от 23 ноября 2020 года, N168 от 24 декабря 2020 года, N89 от 9 июля 2021 года, N96 от 12 августа 2021 года, N12 от 2 февраля 2022 года, N32 от 14 марта 2022 года, N26 от 5 марта 2022 года, N39 от 6 апреля 2022 года, N29 от 10 марта 2022 года, N38 от 4 апреля 2022 года.
2. Обязать Рослесхоз в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем принятия мер, направленных на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра о выделении особо защитных участков лесов в границах лесных участков Углегорского, часть 3 (б. Краснопольское), часть 2 (б. Шахтерское) участковое лесничество участкового лесничества Углегорского лесничества в Сахалинской области, предоставленных в аренду ООО "Солнцевский угольный разрез" на основании договоров аренды лесных участков: N 152 от 23 ноября 2020 года, N 168 от 24 декабря 2020 года, N 89 от 9 июля 2021 года, N 96 от 12 августа 2021 года, N 12 от 2 февраля 2022 года, N 32 от 14 марта 2022 года, N 26 от 5 марта 2022 года, N 39 от 6 апреля 2022 года, N 29 от 10 марта 2022 года, N 38 от 4 апреля 2022 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 4 апреля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 декабря 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ООО "Солнцевский угольный разрез" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которых просит отменить оспариваемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Cудебное заседание проведено с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) по ходатайству ООО "Солнцевский угольный разрез".
В судебном заседании представитель ООО "Солнцевский угольный разрез" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Рослесхоза возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Агентство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направило, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Солнцевский угольный разрез" на территории Углегорского городского округа Сахалинской области ведёт разработку Солнцевского буроугольного месторождения на основании лицензий ЮСХ 01531 ТЭ (срок действия до 26 июня 2048 года), ЮСХ 01532 ТЭ (срок действия до 22 мая 2032 года), горноотводных актов, утвержденных Сахалинским управлением Ростехнадзора от 18 июля 2022 года, и в соответствии с техническим проектом разработки месторождения в редакции Дополнения N 5 (ООО "УПР АО Красноярскуголь", 2022), согласованным протоколом заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Роснедр России от 29 августа 2022 года N 178/22-стп.
В целях отработки месторождения полезных ископаемых ООО "Солнцевский угольный разрез" на постоянной основе арендует у Агентства лесные участки.
Залежи месторождений полезных ископаемых, в границах которых Заявитель осуществляет свою деятельность на основании действующих лицензий и договоров аренды, располагаются в границах особо защитных участков лесов (далее - ОЗУ) и присутствуют на каждом арендуемом лесном участке.
По Углегорскому лесничеству лесоустроительные мероприятия последний раз проводились в 1999 году, по результатам которых в 2000 году были установлены ОЗУ и включены в государственной лесной реестр (далее - ГЛР).
В связи с существенным изменением рельефа местности на протяжении более 20 лет с даты создания ОЗУ, ООО "Солнцевский угольный разрез" обратилось в Рослезхоз в заявлением об исключении ОЗУ из ГЛР на той же территории (Углегорское лесничество), но по новым договорам аренды, не вошедшим в ранее принятое судебное решение по делу N А40-162559/2020, что подтверждается письмом от 4 мая 2022 года N 06/1.
Письмом от 27 июня 2022 года N АВ-03- 47/15871 Рослесхоз отказал в исключении сведений об ОЗУ из ГЛР, сославшись на возможность совершения испрашиваемых действий только на основании нового решения суда.
Посчитав указанное бездействие незаконным и необоснованным, заявитель обратился с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что по смыслу положений раздела 2 Приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Приказ N 496), решение о выделении, изменении границ земель, на которых расположены ОЗУ, может быть принято на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на хранение материалов лесоустройства, ведение ГЛР, а не по обращениям заинтересованного лица.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В силу подпунктов 2 - 4 пункта 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации в государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 7 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ответственным за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений.
Таким органом является Рослесхоз, что следует из пункта 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 (далее - Положение).
В целях выполнения данной функции, согласно статье 83 ЛК РФ, агентство:
- осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий (пункт 3 части 9 статьи 83 ЛК РФ, пункт 5.4.31 Положения);
- вправе выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок (пункт 1 части 11 статьи 83 ЛК РФ, пункт 10.17 Положения);
- вправе давать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе в случае, если требуется координация их осуществления органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 11 статьи 83 ЛК РФ, пункт 10.19 Положения).
Кроме того, в силу части 10 статьи 83 ЛК РФ Рослесхоз вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Рослесхоз вправе проводить плановые и внеплановые, выездные и документальные проверки подконтрольных органов, а также принимать меры реагирования в случае обнаружения нарушений лесного законодательства в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 3 июля 2019 года N 434.
При этом Рослесхоз является уполномоченным федеральным государственным органом, ответственным за обобщение информации, содержащейся в государственном лесном реестре (пункт 5.4.6 Положения), представляющем собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (статья 91 ЛК РФ), в том числе органом, принимающим решения о выделении и упразднении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов (часть 7 статьи 119 ЛК РФ).
Порядок ведения ГЛР, предусмотренный в том числе Перечнем, формами и порядком подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение, утвержденным Приказом N 496, допускает внесение изменения в ГЛР в связи выявлением ошибочных сведений.
Согласно пункту 4.2.3 Приказа N 496 орган государственной власти, осуществляющий ведение ГЛР, при поступлении заявления об ошибке обязан проверить содержащуюся в нем информацию и принять решение об устранении соответствующей ошибки, либо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления отклонить заявление с обоснованием причин отклонении.
В силу пункта 4.2.1 Приказа N 496 акт об изменении документированной информации ГЛР составляется также при поступлении заявления об ошибке от лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
Таким образом, не обладая формальными полномочиями на прямое внесение изменений в ГЛР, агентство располагает достаточным объемом прав, которые в совокупности с его обязанностью обеспечить надлежащее ведение государственного лесного реестра органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 83 ЛК РФ), позволяют ему принять меры реагирования на заявление о недостоверности сведений в ГЛР.
Сходное обоснование изложено в судебных актах апелляционной и кассационной инстанций по делу N А40-162559/2020 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2022 года N 305-ЭС22-4661 Рослесхозу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
Соответственно, суд округа не может согласиться с выводами судов о том, что решение о выделении, изменении границ земель, на которых расположены ОЗУ, может быть принято на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на хранение материалов лесоустройства, ведение ГЛР, а не по обращениям заинтересованного лица.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, кроме указания на отсутствие у Рослесхоза полномочий на рассмотрение заявления общества, суды указали на осведомленность ООО "Солнцевский угольный разрез" о нахождении ОЗУ в границах земельных участков, что подтверждается лесоустроительной документацией.
Однако, заявитель кассационной жалобы обоснованно ссылается на то, что заявляя о недостоверности сведений ГЛР о выделении спорных ОЗУ в границах лесных участков Углегорского участкового лесничества в Сахалинской области, ООО "Солнцевский угольный разрез" он ссылается на то, что в первоначальном (до момента переноса сведений об ОЗУ) установлении ОЗУ по материалам лесоустройства Углегорского лесничества 1999 года в нарушение пункта 2.1. Основных положений и пункта 17 протокола 2-го лесоустроительного совещания от 26 октября 2000 года, поскольку ведомость ОЗУ, составленная по материалам лесоустройства 1999 года, не утверждена в установленном порядке Администрацией Сахалинской области, а в ГЛР внесены виды ОЗУ явно в большем объеме, чем указано в вышеупомянутом протоколе.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что судами не были надлежащим образом оценены данные доводы.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя ходатайство о назначении экспертизы, не учел тот факт, что такая возможность отсутствовала при рассмотрении дела в суде первой инстанции ввиду большого снежного покрова, а осмотр земельного участка не разрешил вопрос о наличии признаков для выделения ОЗУ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт.
Учитывая, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, установить наличие фактического нарушения прав общества сведениями ГЛР, учесть судебную практику по аналогичным объектам, правильно применив нормы материального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 4 апреля 2023 года постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 декабря 2023 года по делу N А40-206240/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4.2.1 Приказа N 496 акт об изменении документированной информации ГЛР составляется также при поступлении заявления об ошибке от лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
Таким образом, не обладая формальными полномочиями на прямое внесение изменений в ГЛР, агентство располагает достаточным объемом прав, которые в совокупности с его обязанностью обеспечить надлежащее ведение государственного лесного реестра органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 83 ЛК РФ), позволяют ему принять меры реагирования на заявление о недостоверности сведений в ГЛР.
Сходное обоснование изложено в судебных актах апелляционной и кассационной инстанций по делу N А40-162559/2020 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2022 года N 305-ЭС22-4661 Рослесхозу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2024 г. N Ф05-4767/24 по делу N А40-206240/2022