город Москва |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А41-77857/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Московской А.С.: Московской А.С. (лично, паспорт);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Ступино Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Ступино Московской области: Новиковой С.В. (дов. N 150исх-85/2-50 от 28.12.2023 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 16 мая 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИП Московской А.С.
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 ноября 2023 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 г.
по делу N А41-77857/23
по заявлению индивидуального предпринимателя Московской Анны Сергеевны
к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Ступино Московской области, Администрации городского округа Ступино Московской области
о признании незаконным бездействия,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ: вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2022 г. по делу N А41-73676/22 на Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Ступино Московской области (далее - Комитет) возложена обязанность обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:83588, площадью 15 801 кв.м., местоположение: Московская обл., Ступинский район, с/о Семеновский, в районе д. Шелково, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок), для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещение извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и последующих действий, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение указанного решения на официальном сайте Администрации городского округа Ступино Московской области (далее - Администрация), Совета депутатов и контрольно-счетной палаты городского округа Ступино Московской области и в официальном издании "Вестник городского округа Ступино Московской области" N 36(761) от 16 июня 2023 г. опубликовано извещение о предоставлении земельного участка в собственность в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (номер извещения 22000107460000000114).
Из указанного извещения следует, что граждане или крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении для сельскохозяйственного производства земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:83588, вправе подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора купли-продажи земельного участка (дата и время начала приема заявлений - 15 июня 2023 г. в 17:00; дата и время окончания приема заявок - 15 июля 2023 г. в 17:00; дата подведения итогов - 15 июля 2023 г.).
Заявки принимались через региональный портал государственных и муниципальных услуг (uslugi.mosreg.ru) посредством подачи заявления на предоставление государственной услуги "Предоставление земельных участков в аренду или собственность на торгах", выбрав цель обращения - "Подача заявления на извещение, опубликованное в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации о намерении участвовать в аукционе в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН)".
Ссылаясь на то, что индивидуальный предприниматель Московская Анна Сергеевна (далее - ИП Московская А.С., предприниматель, заявитель) является единственным заявителем с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2022 г. по делу N А41-73676/22 на предоставление земельного участка без проведения торгов в собственность в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета и Администрации, выразившегося в отсутствии подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах, обеспечения их подписания и направления в адрес предпринимателя в сроки, установленные подпунктом 1 пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (не позднее 25 июля 2023 г.), обязании Комитета и Администрации устранить нарушенные права ИП Московской А.С. путем осуществления действий, предусмотренных подпунктом 1 пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: обеспечить подготовку, подписание и направление договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:83588, площадью 15 801 кв.м., местоположение: Московская обл., Ступинский район, с/о Семеновский, в районе д. Шелково, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства в трех экземплярах в адрес предпринимателя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 ноября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 г., в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Московская А.С. просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушение ее прав на предоставление земельного участка без проведения торгов как единственному заявителю в соответствии с положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции ИП Московская А.С. поддержала доводы кассационной жалобы. Представитель Администрации против ее удовлетворения возражал.
Представители Комитета и Министерства имущественных отношений Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Требования к содержанию извещения указаны в пункте 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с недоказанностью заявителем со стороны Комитета и Администрации незаконного бездействия, поскольку оснований для направления в адрес предпринимателя проекта договора купли-продажи земельного участка у заинтересованных лиц не имелось.
Судами указано на то, что поскольку предприниматель не являлся единственным претендентом на приобретение земельного участка (в соответствии с опубликованным ранее извещением N 22000107460000000114 через региональный портал государственных и муниципальных услуг поступило заявление от Галкина А.В. (N Р001-1853840059-73616397) о намерении участвовать в аукционе), Администрацией в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было принято решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже права собственности земельного участка на основании постановления Администрации городского округа Ступино Московской области от 23 августа 2023 г. N 3361-п (номер извещения 21000004710000007230) и назначено проведение аукциона (дата начала приема заявок 25 августа 2023 г.; дата окончания приема заявок 04 октября 2023 г.; дата аукциона 06 октября 2023 г.).
По результатам проведенного аукциона, участниками которого являлись 10 человек, победителем признан Курбанов М.А., с которым заключен договор купли-продажи земельного участка (протокола о результатах аукциона от 09 октября 2023 г. N ПЗЭ-СТУ/23-3037).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 ноября 2023 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 г. по делу N А41-77857/23 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Московской А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
...
Судами указано на то, что поскольку предприниматель не являлся единственным претендентом на приобретение земельного участка (в соответствии с опубликованным ранее извещением N 22000107460000000114 через региональный портал государственных и муниципальных услуг поступило заявление от Галкина А.В. (N Р001-1853840059-73616397) о намерении участвовать в аукционе), Администрацией в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было принято решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже права собственности земельного участка на основании постановления Администрации городского округа Ступино Московской области от 23 августа 2023 г. N 3361-п (номер извещения 21000004710000007230) и назначено проведение аукциона (дата начала приема заявок 25 августа 2023 г.; дата окончания приема заявок 04 октября 2023 г.; дата аукциона 06 октября 2023 г.)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2024 г. N Ф05-8513/24 по делу N А41-77857/2023