г. Москва |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А40-63241/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Горшковой М.П.,
судей Ворониной Е.Ю., Кочеткова А.А.
при участии в заседании:
от истца - Щенникова А.В. дов. от 02.10.2023
от ответчика - Мартьянова О.Б. дов. N 193/23 от 19.12.2023
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Техгазмонтаж" в лице конкурсного управляющего Гарина Павла Юрьевича на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2024 года, по делу
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Техгазмонтаж"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Техгазмонтаж" (далее - ООО "Техгазмонтаж", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (далее - ФГБУ "Главрыбвод", ответчик) о взыскании по договору N Д-121 от 27 ноября 2020 года долга по оплате стоимости дополнительных работ в размере 22 653 055 руб. 15 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Техгазмонтаж" в лице конкурсного управляющего Гарина Павла Юрьевича обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
От ответчика поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он не соглашается с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Отзыв приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 27 ноября 2020 года между ООО "Техгазмонтаж" (подрядчиком) и ФГБУ "Главрыбвод" (заказчиком) был заключен договор N Д-121.
В соответствии с пунктами 2.1., 2.2. договора заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства собственными и/или привлеченными силами и средствами выполнить строительно-монтажные работы по объекту "Создание селекционно-племенного центра рыбоводства в Республике Карелия", в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, условиями договора, техническим заданием (приложение N 1 к договору), графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2.1 к договору) и проектной документацией, в том числе строительно-монтажные работы, пуско-наладочные работы, и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы, оснащение, монтаж и пуско-наладка оборудования, инструктаж сотрудников заказчика (его представителя). Заказчик обязался принять результат работ в установленном порядке и уплатить обусловленную договором цену.
В обоснование исковых требований истец указал, что обществом выполнены дополнительные работы на сумму 22 653 055 руб. 15 коп., о чем письмом исх. N 637-1/21 от 20.09.2021 (вх. N 14484 от 28.09.2021) сообщено ответчику об их выполнении. В ответ ответчик просил представить сметные расчеты и комплект исполнительной документации на обозначенные дополнительные объемы работ (исх. N 5055 от 08.10.2021).
Комплект исполнительной документации был представлен ответчику 12.11.2021. Письмом исх. N 5856 от 22.11.2021 ответчик направил в адрес истца замечания к исполнительной документации, которые были устранены (письмом исх. N 918/21 от 13.12.2021 откорректированная исполнительная документация направлена в адрес ответчика). Письмом исх. N 6519 от 21.12.2021 ответчик вновь направил замечания к исполнительной документации, которые истцом были устранены (в части обоснованной), откорректированная исполнительная документация была направлена в адрес ответчика (исх. N 962/21 от 28.12.2021). В ответ на указанное письмо ответчик представил истцу дополнительные замечания к исполнительной документации (исх. N 6715 от 30.12.2021), ссылаясь при этом на неустранение замечаний согласно письму авторского надзора, датированному 29.11.2021, которое ранее в адрес истца направлено не было.
Как указывает истец, замечания, изложенные в письмах ответчика, носят формальный характер, недостатки, препятствующие использованию результата фактически выполненных истцом работ по назначению, ответчиком не указаны, что свидетельствует о необоснованном уклонении ответчика от приемки результата выполненных работ и их оплате.
Истцом в адрес ответчика было направлено сопроводительное письмо (исх. N 19/22 от 14.01.2022 (т. 2 л.д. 98) с приложением документов (локальные сметы, акты КС-2, КС-3, реестры, счет, счет-фактура согласно реестру приложений) о выполнении работ на сумму 22 653 055 руб. 15 коп. Заказчик указанные Акты, Сметы не подписал.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился в суд.
С учетом доводов и возражений сторон относительно фактических обстоятельств дела, в целях проверки законности и обоснованности заявленных исковых требований определением Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2023 года назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория строительной экспертизы" Ковязину Василию Николаевичу и Миклашу Павлу Николаевичу.
Согласно заключению эксперты пришли к следующим выводам:
Как следует из ответа на 1 вопрос, объем работ, предъявленных ООО "ТехГазМонтаж" к оплате по локальным сметам ЛС N 01-01-01 (изм.) и ЛС N 04-01-01-Д (доп.), в целом, соответствует фактически выполненным. Для приведения всех работ, предъявляемых истцом к оплате, в соответствии с проектно-сметной документацией необходимо повторно выполнить и оплатить работы, идентичные тем, которые предъявляет истец. Повторное выполнение и оплата одних и тех же работ ничем не обосновано и связано с недостатками в работе подрядчика (истца). Так как, работы, предъявляемые истцом (подрядчиком) к оплате, не имеют ценности для ответчика (заказчика) и должны быть переделаны, фактическая стоимость работ, выполненных истцом, не определялась.
В соответствии с ответом на 2 вопрос, качество выполненных работ не соответствует условиям договора, действующим строительным нормам и правилам. Проверить качество выполненных работ по укладке/протяжке труб для сетей электроснабжения и слаботочных сетей не представляется возможным из-за отсутствия надлежащим образом оформленных АОСР (имеется подпись только подрядчика). Отсутствует информация о том, что соблюдался регламент актирования работ, качество которых не может быть проконтролировано после выполнения последующих работ. Зафиксировано использование истцом для прокладки трубы (O110) с худшими характеристиками, нежели это было согласовано: использована труба ПЭ100 с номинальным наружным диаметром 110 мм с SDR17 вместо трубы ПЭ100 с номинальным наружным диаметром 110 мм с SDR11. Для, приведения всех работ, предъявляемых истцом к оплате, в соответствии с проектно-сметной документацией необходимо повторно выполнить и оплатить работы, идентичные тем, которые предъявляет истец. То есть, выявленные недостатки являются существенными и неустранимыми.
При ответе на третий вопрос эксперты пришли к выводу о том, что работы, предъявленные к приемке письмом исх. N 19/22 от 14 января 2022 года на сумму 22 653 055 руб. 10 коп., не предусмотрены в технической документации. Приостановление работ, предъявленных к приемке письмом исх. N 19/22 от 14 января 2022 года на сумму 22 653 055 руб. 10 коп., не могло привести к гибели или повреждению объекта строительства по смыслу пункта 4 статьи 743 ГК РФ.
Оценив сведения, полученные в результате проведенного по делу экспертного исследования, суд первой инстанции пришел к выводу, что выполненное экспертное заключение по содержанию и составу соответствует предъявляемым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требованиям и Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Представленное в материалы дела экспертное заключение признано судом полным, мотивированным и не содержит противоречий, экспертами соблюден стандарт оценки, экспертиза проведена компетентным лицом, имеющим значительный стаж экспертной работы, которое было предупреждено об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, в связи с чем, ввиду отсутствия сомнений в обоснованности заключения эксперта, а также отсутствия противоречий в выводах эксперта оснований для признания представленного заключения необоснованным, у суда не имеется.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 702, 711, 720, 743, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, установив, что спорные работы не были предусмотрены технической документацией, дополнительное соглашение об изменении объемов работ сторонами не заключалось, в связи с чем предъявленные к приемке работы оплате не подлежат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Пунктом 4 статьи 743 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 данной статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм закона подлежат оплате лишь дополнительные работы, согласованные с заказчиком, необходимые для завершения основных работ, влияющие на годность и прочность основных работ, которые в документации нельзя было заранее учесть.
Статьей 768 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной названным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Отношения, связанные с размещением государственного заказа и заключением государственных контрактов, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Судом установлено, что спорный договор был заключен по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Между тем, поскольку финансирование работ для государственных учреждений осуществляется из федерального бюджета, заключение государственного контракта в силу положений Закона N 44-ФЗ является обязательным для сторон условием.
Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного (муниципального) контракта работы открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 44-ФЗ. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Таким образом, выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, свидетельствует о сознательном их выполнении при очевидном отсутствии обязательства.
Названное соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 4 раздела 2 "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2015), утвержденного его Президиумом 25.11.2015.
Установив, что дополнительные работы не были согласованы с заказчиком, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их оплаты, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кроме того, экспертным заключением подтвержден факт выполнения работ с недостатками, которые являются существенными и неустранимыми.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя жалобы свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Иная оценка исследованных судом доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2024 года по делу N А40-63241/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.П. Горшкова |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что спорный договор был заключен по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Между тем, поскольку финансирование работ для государственных учреждений осуществляется из федерального бюджета, заключение государственного контракта в силу положений Закона N 44-ФЗ является обязательным для сторон условием.
Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного (муниципального) контракта работы открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 44-ФЗ. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Таким образом, выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, свидетельствует о сознательном их выполнении при очевидном отсутствии обязательства.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2024 года по делу N А40-63241/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2024 г. N Ф05-9276/24 по делу N А40-63241/2022