город Москва |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А40-123660/23-149-1007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Артос": Широковой О.Е. (дов. N 15/Д-2023 от 25.12.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Гибадуллина И.М. (дов. N Д-6/2024 от 15.01.2024 г.);
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 21 мая 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2024 г.,
по делу N А40-123660/23-149-1007
по заявлению акционерного общества "Артос"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Артос" (далее - АО "Артос", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005013:35, площадью 7 429 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - поэтапный вывод экологически вредного производства, эксплуатация зданий под производственные и административные цели и благоустройства территории, расположенного по адресу: г. Москва, внутренняя территория городского муниципального округа Хамовники, ул. Россолимо, земельный участок 17 (далее - земельный участок), о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сделана запись регистрации N 77:01:0005013:35-77/011/2018-2 от 01 февраля 2018 г.
13 декабря 2022 г. АО "Артос" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка (номер заявления КУВД-001/2022-55831098).
Уведомлением от 16 декабря 2022 г. N КУВД-001/2022-55831098/2 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельного участка в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 2 части 4, частью 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 16 марта 2023 г., с указанием на несоответствие межевого плана отдельным Требованиям к подготовке (формы и состава сведений) межевого плана, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее - Требования), в части недочетов технического характера в межевом плане.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управлением Росреестра по Москве было принято решение от 16 марта 2023 г. N КУВД-001/2022-55831098/11 об отказе в государственном кадастровом учете на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации, поскольку межевой план подготовлен с нарушением пунктов 69, 74, 75 Требований и пункта 1 статьи 22 Закона о государственной регистрации, а также указано на нарушение пункта 31 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации (при проведении кадастровых работ, возможно, неверно выбрана процедура, изменение конфигурации земельного участка, указывая на процедуру перераспределения).
Считая свои права нарушенными, АО "Артос" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005013:35, расположенного по адресу: г. Москва, внутренняя территория городского муниципального округа Хамовники, ул. Россолимо, земельный участок 17, на основании межевого плана от 01 февраля 2023 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2024 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что на государственную регистрацию заявителем был представлен межевой план, подготовленный с нарушением Требований.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Артос" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "Артос" против ее удовлетворения возражал.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требования к межевому плану установлены статьей 22 Закона о государственной регистрации.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Частью 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005013:35, расположенного по адресу: г. Москва, внутренняя территория городского муниципального округа Хамовники, ул. Россолимо, земельный участок 17.
При этом судами сделаны выводы об отсутствии нарушений в представленном в регистрационный орган межевом плане от 01 февраля 2023 г., подготовленного кадастровым инженером по итогу выполнения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, которым уточнены границы земельного участка по фактическому пользованию в границах, закрепленных на местности, площадь которого составила 7 460 кв.м.
Судами дана подробная оценка выводам Управления Росреестра по Москве относительно выявленных в межевом плане нарушений Требований.
Так, кадастровые работы по уточнению местоположения границ 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, 9-10, 10-11, 11-12, 12-н1, н1-н2, н2-н3, н3-13, 13-14, 14-н4, н4, 15, 15-16, 16-н5, н5-17, 17-18, 18-19, 19-20, 20-21, 21-22, 22-1 и площади земельного участка проводились в соответствии с фактическим местоположением границ данного земельного участка, закрепленным на местности объектами искусственного происхождения (стенами зданий, каменным забором с фундаментом).
Для приведения в соответствие границ земельного участка были добавлены точки н1, н2,н3, которые проходят по границе пожарного проезда, закрепленного на местности каменным забором с фундаментом, который исторически стоит по фактическому положению на местности более 15 лет.
В состав приложения межевого плана включен план земельного участка Центрального территориального бюро технической инвентаризации города Москвы от 29 апреля 2004 г., подтверждающий прохождение границ 11-12-н1-н2-н3-13-14 еще в 2004 году, т.е. более 18 лет назад (стр. 32 межевого плана).
Границы уточняемого земельного участка: точки 11-12, 12-н1, н1-н2, н2-н3, н3-13, 13-14, 14-н4, н4 закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения - каменным забором и стенами здания, фотоплан каменного забора с фундаментом и стен зданий приведен на стр. 191 межевого плана. Границы уточняемого участка в новых точках н1-н2, н2-н3 согласованы с Департаментом городского имущества города Москвы, что подтверждается актом согласования местоположения границ (стр. 28 межевого плана), а в точках н4, 8 - 19, 9 - 20, 20-21,21-22 согласованы с ТУ Росимущества по г. Москве (стр. 24 межевого плана).
В заключении кадастрового инженера описано, что точки н1-н2, н2-н3 закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения - каменным забором, фотоплан каменного забора с фундаментом приведен на стр. 191 межевого плана, а точки н4, 18 - 19, 9 - 20, 20 - 21, 21 - 22 стенами здания стр. 1 д. 17 ул. Россолимо, г. Москва, что отражено на чертеже участка и схеме.
Площадь земельного участка по фактическому пользованию в границах, закрепленных на местности каменным забором и стенами здания, составляет 7 460 кв.м.
Таким образом, заключение кадастрового инженера содержит обоснование местоположения уточняемых границ земельного участка, содержит описание объектов искусственного происхождения, приведены сведения, обосновывающие существующие границы земельного участка на местности 15 лет и более, позволяющие однозначно идентифицировать его границы (пункт 69 Требований); содержит схему расположения границ земельного участка, где схематично отображено закрепление границ земельного участка, указаны объекты искусственного происхождения (пункт 74 Требований); схема расположения земельных участков выполнена с соблюдением пропорций, схематичное изображение границ земельного участка и смежных с ним земельных участков позволяет четко идентифицировать границы участка (объекта кадастровым работ) и обеспечивает читаемость изображения на схеме (пункт 75 Требований).
Отклоняя доводы регистрационного органа о том, что в результате проведенных кадастровых работ на регистрацию представлены сведения о земельном участке большей площадью, чем указана в ЕГРН, суды указали на то, что в заключении кадастрового инженера указано, что площадь земельного участка по фактическому пользованию в границах, закрепленных на местности, составляет 7 460 кв.м., которая определена с учетом установленных в соответствии с Законом о государственной регистрации требований. В результате кадастрового учета уточнения границ земельного участка увеличение площади не превысило предельный минимальный размер земельного участка - 10% от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого земельного участка.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку у Управления Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка по указанным в обжалуемом решении основаниям.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2024 г. по делу N А40-123660/23-149-1007 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании отказа регистрационного органа в государственном кадастровом учете земельного участка незаконным, указав на отсутствие нарушений в представленном межевом плане. Суды установили, что заявитель предоставил все необходимые документы, а выявленные недостатки не препятствовали регистрации, что нарушает права и законные интересы общества. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2024 г. N Ф05-10146/24 по делу N А40-123660/2023