г. Москва |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А40-165945/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 28.05.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от АО "Московская кольцевая железная дорога": не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: Хрипун А.С. по дов. от 15.01.2024,
от ООО "Азимут": не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу N А40-165945/2023
по заявлению АО "Московская кольцевая железная дорога"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решения
третье лицо: ООО "Азимут"
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Московская кольцевая железная дорога" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 22.05.2023 N КУВД-001/2022-36258804/9 и N КУВД-001/2022-36258804/10 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объектов недвижимости (три канализационных выпуска протяженностью 3 и, 3 м 4 м и ливневая канализация протяженностью 141 м), образованного в результате раздела Сооружения, расположенного по адресу: г. Москва, территория включает вестибюли ст. м. Черкизовская, ограничена проектируемым проездом 890 и Щелковским шоссе, включая полосу отвода МК МЖД. а также территория межмагистральной общественно-производственной зоны, ограниченная Амурской ул., Щелковским шоссе, Амурским переулком с кадастровым номером 77:03:0000000:3564; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости - ливневая канализация (протяженностью 141 м), канализационный выпуск (протяженностью 3 м), канализационный выпуск (протяженностью 3 м), канализационный выпуск (протяженностью 4 м), образованные в результате раздела Сооружения, расположенного по адресу: г. Москва, территория включает вестибюли ст. м. Черкизовская, ограничена проектируемым проездом 890 и Щелковским шоссе, включая полосу отвода МК МЖД, а также территория межмагистральной общественно-производственной зоны, ограниченная Амурской ул., Щелковским шоссе, Амурским переулком, с кадастровым номером 77:03:0000000:3564.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Азимут".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Заявитель и третье лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Представитель Управления доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель владеет на праве собственности Сооружением, назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 151 м, кадастровый номер 77:03:0000000:3564, расположенного по адресу: г. Москва, территория включает вестибюли ст. м. Черкизовская, ограничена проектируемым проездом 890 и Щелковским шоссе, включая полосу отвода МК МЖД, а также территория межмагистральной общественно-производственной зоны, ограниченная Амурской ул. Щелковским шоссе, Амурским переулком (далее - Сооружение), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.08.2017 сделана запись о регистрации N 77:03:0000000:3564-77/022/2017-1 (далее Сооружение).
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "Азимут" Погореловой Т.В., приложенному к Техническому плану, в результате раздела вышеуказанного Сооружения образовались сооружения коммунального хозяйства: Ливневая канализация (протяженностью 141 м) и три канализационных выпуска (протяженностью 3 м 3 м 4 м).
19.08.2022 заявитель обратился в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права четырех сооружений (ливневая канализация и три канализационных выпуска), образованных в результате раздела сооружения с кадастровым номером 77:03:0000000:3564.
К заявлению в том числе были приложены технический план сооружения на оптическом носителе и декларации на каждое образованное сооружение.
10.09.2022 Управление уведомило заявителя о приостановлении осуществления государственной регистрации права и кадастрового учета в отношении Сооружения, документы на которую были представлены с заявлением от 19.08.2022 N КУВД-001/2022-36258804.
22.09.2022 Управление сообщило о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении Сооружения (Уведомление N КУВД-001/2022-36258804/3).
13.10.2022 Управление сообщило о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении Сооружения (Уведомление N КУВД-001/2022-36258804/5).
01.12.2022 действия по государственному учету и регистрации права собственности в отношении Сооружения приостановлены с 01.12.2022 до 22.05.2023 для доработки документов по заявлению заявителя (Уведомление N КУВД-001'2022-36258804/7).
Уведомлением от 22.05.2023 Управление отказало заявителю в кадастровом учете и регистрации права собственности на четыре сооружения (ливневая канализация и три канализационных выпуска), образованных в результате раздела Сооружения, в связи с истечением срока приостановления и не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (Уведомления N КУВД-001/2022-36258804/9 и КУВД-001/2022-36258804/10).
Не согласившись с отказом Управления, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как установлено судом, оспариваемый отказ Управления был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: - в нарушении подпункта 13 пункта 51 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования) указанный год ввода в эксплуатацию не подтвержден разрешением на ввод такого объекта в эксплуатацию; - нарушены положения пункта 51 Требований - в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем некорректно приведены сведения об адресе (описании местоположения) объекта недвижимости (графы Other, note, Russian Federation); - имеются противоречивые сведения в представленных с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет документах в части указания наименования образуемого объекта недвижимости, адреса, наименования вида разрешенного использования (сведения, указанные в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем не соответствуют сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении исходного объекта недвижимости); - в техническом плане ошибочно заполнен раздел "Вид разрешенного использования; - в соответствии с пунктом 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части. Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учитывая положения пункта 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, образование объекта недвижимости может быть осуществлено в результате раздела, выдела, реконструкции или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с преобразуемым объектом недвижимости. Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зов таких объектов. Как установлено статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации окончание строительных работ в связи со строительством нового объекта, реконструкцией объекта капитального строительства оформляется разрешением на ввод в эксплуатацию, на основании которого производится: постановка на государственный кадастровый учет построенного объекта; внесение изменений в документы государственного кадастрового учета реконструированного объекта. С учетом изложенного, если сооружение изначально создавалось как единый объект, то раздел такого сооружения возможен только в результате проведения работ по его реконструкции. Также в приложении к техническому плану отсутствуют документы, подтверждающие, что раздел сооружения не осуществляется в результате реконструкции.
Между тем, Управлением не учтено, что в соответствии с пунктом 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) (далее - Административный регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Аналогичное положение закреплено в пункте 71 Административного регламента в отношении уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
При этом, как Уведомление о приостановлении, так и Уведомление об отказе в нарушение пунктов 70, 71 Административного регламента не соответствуют обязательным требованиям, поскольку из содержания указанных Уведомлений не представляется возможным установить, в чем конкретно выразились указанные нарушения.
Управление указало на нарушения подпункта 13 пункта 51 Требований, пункта 51 Требований, однако, в чем конкретно выразились данные нарушения, в Уведомлении не раскрыто.
Из оспариваемого Уведомления невозможно установить, в чем выражена некорректность сведений об адресе, содержащихся в техническом плане, какие противоречия имеются в сведениях, представленных с заявлением, со сведениями, содержащимися в ЕГРН в отношении исходного объекта недвижимости, а также в чем заключается ошибочность заполнения раздела "Вид разрешенного использования" в техническом плане.
Таким образом, общество объективно не могло устранить основания приостановления государственной регистрации, так как из уведомления о приостановлении было не понятно, какие конкретно нарушения допущены.
Вопреки доводу ответчика о том, что в приложении к техническому плану отсутствуют документы, подтверждающие, что раздел сооружения не осуществляется в результате реконструкции, раздел существующего объекта недвижимости является самостоятельным способом образования объекта недвижимости, наряду с реконструкцией. При этом, отказать в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, образуемых в результате раздела, ранее учтенного в ЕГРН объекта, можно только в том случае, если соответствующие объекты образуются из объекта недвижимости, раздел которого не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями (ч. 1 ст. 41, п. 35 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрешения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части. При этом под назначением вещи необходимо понимать обычное хозяйственное назначение той или иной неделимой вещи. При этом, при установлении свойства неделимости, надлежит иметь в виду критерий гражданского оборота, а не физические свойства вещи.
Как следует из заключения кадастрового инженера, сооружение фактически состоит из пяти самостоятельных сооружений (Ливневая канализация и четыре канализационных выпуска) и является делимым.
Раздел выполняется с целью балансового разграничения и выполнения обязательств заявителя по передаче линейного сооружения в собственность города Москвы. При этом не происходит разрушения, повреждения сооружения или изменения его назначения.
Раздел объекта осуществляется в целях выделения трех канализационных выпусков из ливневой канализации, в связи с тем, что канализационный выпуск из здания до первого смотрового колодца является частью внутренней системы канализации и обеспечивает отведение сточных, дождевых и талых вод в сеть канализации соответствующего назначения населенного пункта или предприятия, т.е. проектируются и строятся как единые трубопроводы, начинающиеся внутри зданий и заканчивающиеся за их пределами.
Согласно пункту 3.4 Свода правил СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий" (актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*, утвержденная приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 626) "Внутренняя система канализации (внутренняя канализация): система трубопроводов и устройств в границах внешнего контура здания и сооружений, ограниченная выпусками до первого смотрового колодца, обеспечивающая отведение сточных, дождевых и талых вод в сеть канализации соответствующего назначения населенного пункта или предприятия".
В соответствии с пунктом 3.6 Свода правил СП 30.13330.2012 канализационный выпуск относится к канализационным устройствам и сооружениям для присоединения к системе канализации: устройства и сооружения, через которые абонент сбрасывает сточные воды в систему канализации.
На основании пункта 3.12 Свода правил СП 30.13330.2012 "Канализационная сеть: система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
Таким образом, канализационный выпуск является отдельным сооружением и не относится к наружной канализации.
Сооружение с кадастровым номером 77:03:0000000:3564 фактически состоит из четырех самостоятельных сооружений (ливневой канализации и трех канализационных выпусков) и является делимым.
Таким образом, части разделяемого сооружения могут быть предметом самостоятельных гражданских прав.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ при образовании объектов недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности - технического плана.
Как установлено статьей 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ).
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 Закона N 218-ФЗ разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 41 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 данной статьи.
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией линейных объектов является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Кроме того, письмами от 06.07.2017 N Д23и-3986 "О порядке раздела линейного сооружения - автомобильной дороги без осуществления фактических строительных работ по разделу такого объекта", от 16.02.2018 N Д23и-766, Департамент недвижимости Минэкономразвития России подтвердил правомерность проведения кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах, образованных в результате раздела линейного сооружения без проведения работ по реконструкции, в случае, если такое сооружение является делимой вещью и если в результате преобразования исходного линейного объекта образовываются объекты того же вида, что и исходный объект, а также указал, что в таком случае соответствующий технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной собственником объекта недвижимости, раздел которого осуществлен.
Согласно позиции Минстроя России, изложенной в письме от 14.06.2019 N 21352-СГ/08, в случае если раздел линейного сооружения не требует проведения его реконструкции, а образуемые в результате раздела объекты имеют тот же класс, категорию, первоначально усыновленные показатели функционирования каждого сооружения (сооружение коммунального хозяйства), что и подлежащее разделу линейное сооружение, необходимость предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (и как следствие, какого-либо из документов, предусмотренных частью 8 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ) отсутствует.
Согласно письму Комитета Государственного строительного надзора г. Москвы от 22.03.2019 N 09-2730/19-(5)-1 для проведения кадастровых работ по разделению объектов инженерно-коммунального назначения (канализация, водосток) на выпуски и магистральные сети не требуется проведение их реконструкции.
Таким образом, Управление неправомерно указало на необходимость представления документов, подтверждающих, что раздел сооружения не осуществляется в результате реконструкции.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу N А40-165945/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья С.В. Краснова
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости, образованные в результате раздела существующего сооружения, указав на недостатки в уведомлениях Управления, не позволяющие заявителю устранить причины отказа. Суд установил, что раздел объектов не требует реконструкции и является самостоятельным способом образования объектов недвижимости.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2024 г. N Ф05-9694/24 по делу N А40-165945/2023